Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Карачева Елена Юрьевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №235", г. Барнаул

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Карачева Е.Ю. Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 314509


 

Важным периодом нравственного становления личности является дошкольное детство. Первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность, является семья. Ребёнок усваивает нормы поведения и отношения родителей, многое перенимает у них и соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Нравственное становление ребёнка зависит от взрослых, от их примера, их стремления к совершенствованию собственной личности и происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребёнка с нормами поведения в общественной жизни, в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Благодаря этому он усваивает элементарную культуру поведения, которая так необходима в будущем. 

А.С. Макаренко указывал на то, что «Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».

Перед педагогом и родителями стоят следующие задачи в нравственном воспитании детей:

  • формировать у детей культуру поведения, воспитывать её дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;
  • учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами;
  • воспитывать коллективные навыки, культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умение считаться с интересами большинства;
  • воспитывать культуру речи, т. е умение вежливо разговаривать, говорить с чёткой дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции;
  • воспитывать культуру деятельности, т. е умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, договариваться с другими детьми, соблюдать общий замысел, действовать соответственно правилам;
  • формировать у ребёнка разумные потребности.

Воспитанность не образуется сама по себе. Часто ребёнок растёт, не соблюдая элементарных правил. С раннего возраста необходимо прививать детям элементарную культуру поведения. Как бы ребёнок не был развит, смышлён и внешне привлекателен, если он не обладает малейшими нравственными качествами и культурой поведения, о нём говорят: «Не воспитан». Воспитывая гармонично развитого ребёнка, нужно иметь в виду не только физическое здоровье и эстетическое развитие, нужно также своевременно учить его внешним формам выражения воспитанности. Ребёнок начинает перенимать привычки взрослых, жесты, способы общения ещё когда он не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Поэтому взрослым очень важно взглянуть на себя, чему учит ребёнка их пример. Нельзя научить ребёнка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Полезно, чтобы взрослые побуждали ребёнка оценивать тот или иной поступок. В период старшего дошкольного возраста, когда понятия «Можно – нельзя», «Хорошо – плохо» воспринимаются осознанно, перед родителями и педагогами стоит задача развивать такие понятия, как вежливость, чуткость, скромность, дисциплинированность. 

В дошкольном детстве, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно сформировать такие привычки, которые сопутствуют физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребёнка и помогают ему овладеть культурой поведения. Культура поведения проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться и благодарить, но и в способности быть доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим.