Ситуативная обусловленность устно-речевых упражнений с использованием пальчиковых и перчаточных кукол в младших классах

Серых Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов, МОУ "Сергиевская СОШ", с. Сергиевка Краснояружский район, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Серых Т.С. Ситуативная обусловленность устно-речевых упражнений с использованием пальчиковых и перчаточных кукол в младших классах // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 13.11.2019).

Заказ № 314022


 

Игра – это одна из ведущих видов деятельности младших школьников. Особенно уместно применять различные виды игр в 1 классе в период адаптации детей

А в связи с тем, что наши дети большую часть своего времени проводят за экранами компьютеров и телефонов, то дети стали меньше находится вне стен дома, уменьшилось живое общение со сверстниками.

Это служит причиной частого ухудшения речевого взаимодействия в процессе живой, спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей: трудно прочитать текст, пересказать его, трудно связно выразить мысли.

Цель учителя в 1 классе создание условий для успешного преодоления возникших трудностей в общении и обучении. Это можно сделать при помощи ситуативных устно-речевых упражнений с использованием пальчиковых и перчаточных кукол. 

Способ достижения - использование дидактических игр и упражнений с пальчиковыми и перчаточными куклами на уроках и внеурочной деятельности. 

Планируемые результаты использования дидактических игр:

  • Стимулирование речевой активности младших школьников;
  • Формирование речевых навыков, культуры речевого поведения;
  • Приобретение умений общаться в различных ситуациях с людьми разных возрастов, испытывая при этом чувство комфорта;
  • Овладение средствами звуковой выразительности;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие коммуникативных навыков, установление эмоционального контакта, объединение школьников в единый коллектив;
  • Развитие психических процессов: память, внимание, восприятие;
  • Снижение напряженности, связанной с адаптацией в первом классе;
  • Создание условий для выражения различных негативных чувств и эмоций (гнев, злость) в социально приемлемой форме.

Данная работа состоит из двух блоков:

1-й – организационно-подготовительный. Создание и приобретение пальчиковых кукол, разработка системы конспектов уроков с включением ситуаций использования кукол. 

2-й – основной. Совместная, индивидуальная, подгрупповая работа, самостоятельное игровое творчество, экспериментирование.

На этом этапе планируется вводить куклу в учебный процесс. Кукла используется на этом этапе используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и педагога. Обучающийся, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Ребенок переживает вместе с куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу.

Задачи, решаемые на занятиях:

  • обучающие – обогащение информацией об изучаемом предмете;
  • воспитательные – развитие коммуникативных навыков, установление эмоционального контакта, объединение школьников в коллектив.

При реализации модулей программы в 1 классе можно использовать объёмные куклы. Обучающиеся 1 класса приходят на занятие, и педагог встречает их с куклой,  в моем случае кукла Даша. Он начинает общение от лица куклы Даши: «Здравствуйте, давайте познакомимся! Меня зовут Даша. Мне очень нравится здесь в вашей школе. Я люблю учиться, играть, заниматься разными интересными делами. Давайте поиграем в одну очень занимательную игру… и т.п.» На первом занятии обучающиеся не только знакомятся с забавным кукольным персонажем Дашей, но и отправляются вместе с ним в путешествие в Страну Знаний.

С помощью куклы учитель создает проблемную ситуацию на занятии, мотивирует обучающихся на продуктивную работу по решению учебно-воспитательных задач, а также поддерживает интерес и эмоциональный отклик детей.

Например, кукла может  помогать при воспитании культуры поведения, формировании гигиенических навыков, навыков здорового образа жизни. Учитель: «Ребята, Даша хочет посмотреть, как правильно нужно чистить зубы. Покажите Даше, как вы умеете правильно это делать» и т.п. Общение с куклой Дашей  эмоционально захватывает детей, педагог предоставляет детям возможность удовлетворить стремление к активности во взаимодействии с ним, избегает шаблонности в преподавании предмета. На любом из уроков учитель может  включать  в ход занятий мини-этюды и разыгрывать их от лица куклы.

Старшие ученики 3 и 4 класса участвуют в постановках простых спектаклей, или театральных этюдов

Для постановки небольших простых спектаклей можно обращаться к теме русской народной сказки.

Куклы являются не только информационным, но и эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Кукла в руках педагога поможет вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Самодельная кукла у творческого педагога находит широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это чудо-пособие, имеющее обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение, удивление и творческое начало.

 

Литература:

  1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Педагогический поиск, 2007. 112 с.
  2. Греф А. Театр кукол: методическое пособие. М.: ВЦХТ, 2003. 272 с. («Я вхожу в мир искусств»).
  3. Джежелей О.В. Читаем и играем: пособие для обучения выразит. чтению и разумному поведению. М.: Просвещение, 2014. 96 с.
  4. Еценков В.Г. Кукольный театр в школе. Новосибирск: Лада, 2001. 48 с.
  5. Иванцова Л., Коржова О., Мир кукольного театра. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 320 с.
  6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 2006. 374 с.
  7. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Ярославль: Академия развития «Академия Холдинг», 2002. 192 с.
  8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М.: ВЛАДОС, 2003. 160 с.