Серых Татьяна Сергеевна
Учитель начальных классов, МОУ "Сергиевская СОШ", с. Сергиевка Краснояружский район, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Серых Т.С. Ситуативная обусловленность устно-речевых упражнений с использованием пальчиковых и перчаточных кукол в младших классах // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 314022
Игра – это одна из ведущих видов деятельности младших школьников. Особенно уместно применять различные виды игр в 1 классе в период адаптации детей
А в связи с тем, что наши дети большую часть своего времени проводят за экранами компьютеров и телефонов, то дети стали меньше находится вне стен дома, уменьшилось живое общение со сверстниками.
Это служит причиной частого ухудшения речевого взаимодействия в процессе живой, спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей: трудно прочитать текст, пересказать его, трудно связно выразить мысли.
Цель учителя в 1 классе создание условий для успешного преодоления возникших трудностей в общении и обучении. Это можно сделать при помощи ситуативных устно-речевых упражнений с использованием пальчиковых и перчаточных кукол.
Способ достижения - использование дидактических игр и упражнений с пальчиковыми и перчаточными куклами на уроках и внеурочной деятельности.
Планируемые результаты использования дидактических игр:
Данная работа состоит из двух блоков:
1-й – организационно-подготовительный. Создание и приобретение пальчиковых кукол, разработка системы конспектов уроков с включением ситуаций использования кукол.
2-й – основной. Совместная, индивидуальная, подгрупповая работа, самостоятельное игровое творчество, экспериментирование.
На этом этапе планируется вводить куклу в учебный процесс. Кукла используется на этом этапе используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и педагога. Обучающийся, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Ребенок переживает вместе с куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу.
Задачи, решаемые на занятиях:
При реализации модулей программы в 1 классе можно использовать объёмные куклы. Обучающиеся 1 класса приходят на занятие, и педагог встречает их с куклой, в моем случае кукла Даша. Он начинает общение от лица куклы Даши: «Здравствуйте, давайте познакомимся! Меня зовут Даша. Мне очень нравится здесь в вашей школе. Я люблю учиться, играть, заниматься разными интересными делами. Давайте поиграем в одну очень занимательную игру… и т.п.» На первом занятии обучающиеся не только знакомятся с забавным кукольным персонажем Дашей, но и отправляются вместе с ним в путешествие в Страну Знаний.
С помощью куклы учитель создает проблемную ситуацию на занятии, мотивирует обучающихся на продуктивную работу по решению учебно-воспитательных задач, а также поддерживает интерес и эмоциональный отклик детей.
Например, кукла может помогать при воспитании культуры поведения, формировании гигиенических навыков, навыков здорового образа жизни. Учитель: «Ребята, Даша хочет посмотреть, как правильно нужно чистить зубы. Покажите Даше, как вы умеете правильно это делать» и т.п. Общение с куклой Дашей эмоционально захватывает детей, педагог предоставляет детям возможность удовлетворить стремление к активности во взаимодействии с ним, избегает шаблонности в преподавании предмета. На любом из уроков учитель может включать в ход занятий мини-этюды и разыгрывать их от лица куклы.
Старшие ученики 3 и 4 класса участвуют в постановках простых спектаклей, или театральных этюдов
Для постановки небольших простых спектаклей можно обращаться к теме русской народной сказки.
Куклы являются не только информационным, но и эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Кукла в руках педагога поможет вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Самодельная кукла у творческого педагога находит широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это чудо-пособие, имеющее обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение, удивление и творческое начало.
Литература: