Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста

Харченко Ольга Ивановна
Медведева Елена Анатольевна

Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Белгородская область
Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Харченко О.И., Медведева Е.А. Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 313523


 

Как часто слышим мы просьбу от детей: «Поиграйте со мной!» И сколько радости они получают, когда мы начинаем с ними играть, следовать за их желаниями, выполнять их требования. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. В игре ребенок приобретаешь новые знания, умения, навыки, развивать способности, что самое интересное, подчас он и не догадываясь об этом. 

И это конечно же так. Игра – один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания и обучения детей, развития у них мышления, воображения, речи, различных способов и средств общения. Кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. 

Значение игры в дошкольном возрасте особенно велико, т. к. именно в этот период у детей складываются черты характера, формируются нравственные и эстетические качества, развиваются способности, идет процесс становления психики. В психологии игра понимается как один из ведущих видов деятельности, который направлен на создание и усвоение социального опыта, развития общения не только между детьми, но и между детьми и взрослыми.

Одним из важных факторов общего психического развития детей является общение. Развитие ребенка как личности невозможно без человеческого общения. Дефицит общения ребенка со взрослым ведет к возникновению задержки психического развития, к педагогической запущенности, отставанию в развитии. Поэтому взрослым необходимо как можно больше времени уделять общению с детьми. В дошкольном образовательном учреждении роль взрослых выполняют воспитатели, возлагая на себя огромную ответственность за развитие детей.

Так как игра является ведущей деятельностью малышей и именно в игровой деятельности проходит все его дошкольное детство, то процесс общения детей со взрослыми наиболее эффективно будет осуществляться в процессе игровой деятельности.

В детских садах накоплен достаточный опыт использования игровой деятельности для развития, воспитания и обучения детей, однако зачастую воспитатели забывают о главном достоинстве игры: возможности непринужденного общения взрослого с малышами в процессе игровой деятельности. Игры подчас превращаются в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не партнера по игре - в результате ограничивается и самостоятельность детей, и развитие навыков общения в процессе игры. А развитие общения детей через взаимодействие со взрослыми, как и развитие игровой деятельности является приоритетной задачей дошкольной организации.

Очень часто мы слышим от молодых педагогов: «У нас нет мультимедийных проекторов, отсутствуют другие виды современной техники средств обучения» Да, мы согласны, что живём в современном мире, что у всех, даже сельских детей есть гаджеты, их трудно чем -то удивить. Но в этом роль настоящего компетентного педагога, чтобы в любой среде, любой ситуации заинтересовать ребёнка, найти необычное в обыденном пространстве. Мы считаем, что нам в этом плане очень повезло, ведь в сельской местности столько возможностей для познания окружающей среды, для её исследования.

А что же игра? Сейчас существует масса игр с готовыми атрибутами, сюжетами. Детям эти игры «разжёвывают» до потери интереса. А ведь стоит вспомнить наше детство, когда мы использовали, выражаясь педагогическим языком «заместители». Попробуйте предложить детям сделать то же самое. Уверяем вас, что стебли одуванчика в роли макарон, воображаемая газовая плита или варочная панель на бортике песочницы будут способствовать развитию таких важных психических процессов как воображение, мышление гораздо лучше, чем готовые пластиковые, пусть самые чудесные игрушечные кухни. Очень важно научить детей играть. Когда, то был очень распространён термин «недоигранные дети», так вот этим детям трудней давалось обучение в школе, у них дольше сохранялся инфантилизм и срыв в нереальный мир. А мы с вами знаем, чем могут закончиться такие срывы.

Поэтому, в суете наших дней найдите время для вашего малыша. Вспомните свои любимые детские игры, научите их фантазировать и придумывать реальные предметы «понарошку». Уверяем вас, это время не будет потрачено зря не только для детей, но и для вас