Особенности руководства детского экспериментирования, как способа познавательной активности старших дошкольников в самостоятельной деятельности

Садовникова Лилия Александровна

Воспитатель, МБДОУ "Ласточка", Тюменская область, г. Ноябрьск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Садовникова Л.А. Особенности руководства детского экспериментирования, как способа познавательной активности старших дошкольников в самостоятельной деятельности // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 25.06.2019).

Заказ № 309695


 

Дошкольное детство – это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. 

Ребёнок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшее интеллектуальные усилия.

В настоящее время актуальной задачей является создание в дошкольных образовательных учреждениях таких педагогических условий, которые будут способствовать полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребёнка. Опытническая деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить данную деятельность, а также выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.

Но как мы знаем, что чаще всего опытническая деятельность проходит либо в непосредственной образовательной деятельности, либо в совместно – организованной деятельности педагога и детей. Не каждый воспитатель не побоится позволить своим воспитанникам самостоятельно организовать тот или иной опыт. Хотя самостоятельность детей в опытнической деятельности, развивает их мыслительные, творческие способности и опирается на теорию развития изобретательских задач.

В свою очередь, мне хотелось бы поделиться своим опытом организации самостоятельной опытнической деятельности старших дошкольников.

В первую очередь, я как педагог должна позаботиться о безопасности и наполняемости уголка экспериментирования. А также стоит не забывать о доступности того или иного материала. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Ведь какой бы не была самостоятельная деятельность ребёнка, изначально педагог, планирует направление опытнической деятельности дошкольника.

Далее, для того чтобы провести нужный эксперимент, я должна правильно замотивировать воспитанника. Самое главное в этот момент, заинтересовать детей настолько, чтобы они не поняли, что инициатива исходит от меня, ребята должны быть главными. И когда уже ребята включатся в самостоятельную деятельность, я как педагог должна находиться рядом, но ни в коем случае не вмешиваясь в их работу, а наблюдать и если они попросят помощи или зададут какой либо вопрос, я должна прийти им на помощь своим советом, либо наводящим вопросом. И чем больше давать детям самостоятельности в опытнической деятельности, тем ярче буду у детей мысли, нестандартные задумки и логичнее размышления.

Но как все мы знаем, что организация опытов требует определённого уровня готовности детей. Поэтому для каждого опыта я должна дать своим воспитанникам конкретный запас представлений, фактических сведений о тех явлениях и предметах, которые будут осваиваться опытническим способом. Поэтому задачи вводного этапа экспериментальной деятельности опираются на ранее проведённую предшествующую работу. (Например, перед тем как организовать опыты со снегом на определение его свойств и качеств, необходимо провести наблюдения на прогулках. Выделить цвет снега, его плотность (рыхлый), температурные ощущения (холодный); отметить, каким снег в сугробах бывает в тёплый и морозный день и пр.).

А сейчас вашему вниманию, я хотела бы представить Современное оборудование. В этом волшебном ящике находятся материалы, как для совместно организованной деятельности педагога с детьми, так и для самостоятельной деятельности ребят. Но своё внимание хочу остановить на оборудовании для самостоятельной деятельности. 

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

 

Литература:

  1. Аброткина А.Л. Готовим детей к школе: из опыта работы дошкольных учреждений Кемеровской области. Кемерово: ИУУ; Кемеровское книжное издательство, 1986. С. 13-21.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. 190 с.
  3. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: программа и методические рекомендации /сост. О.А. Соломенникова. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 224 с.
  4. Большая книга экспериментов для школьников /Под ред. А. Мейяни. пер. с итальянского Э.И. Мотылёвой. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2009. 264 с.