Формирование понимания речи и развитие слухового восприятия

Кумакова Юлия Ивановна

Учитель-логопед, МБДОУ "Ласточка", г. Ноябрьск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кумакова Ю.И. Формирование понимания речи и развитие слухового восприятия // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 309789


 

В случаях, когда заходит разговор о маленьком ребенке 1,5–3 лет, который еще не научился говорить, от близких ребенка часто можно услышать: «Он все понимает, только пока не говорит». Такая характеристика поведения малыша подразумевает, что он знает значения многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации. Постараемся разобраться, так ли это.

Действительно, довольно часто ребенок действует адекватно в рамках определенной ситуации – показывает нужный предмет или игрушку, совершает необходимое действие. Однако при начале регулярных занятий с логопедом начинают обозначаться пробелы в знаниях ребенка: он не только не понимает значения многих слов и выражений, но и путает те, что постоянно используются в обиходе. Например, ребенок смешивает значения слов «ванна» и «раковина», а на просьбу показать, где шампунь, показывает на тюбик с кремом. Кроме этого, часто маленький неговорящий ребенок одним и тем же словом может обозначать разные предметы или действия.

Конечно, непросто объективно оценить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи в случае, если он не пользуется активной речью. Однако следует осознавать, что, если имеет место задержка речевого развития или общее недоразвитие речи, отставание затрагивает все стороны речи – не только активную (процесс говорения), но и пассивную (понимание речи).

Исходя из данного утверждения, можно предположить следующее: работа над пониманием речи неговорящими детьми 1,5–3 лет не просто желательна, а необходима.

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений.

Примерные задания для родителей неговорящего (или плохо говорящего) ребенка на развитие понимания речи

1. Назвать предметы, действия той ситуации, в которой ребенок находится.

«Кормление зверей». Ребенку предлагается устроить для зверей обед: «Давай кормить всех твоих зверей. Они проголодались. Ух, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Неси сюда кошку, собачку, козлика. Посмотри, как они просят кушать! Как козлик просит кушать? Ме-ме! А как собачка просит кушать? Ам-ам! А как кошка просит кушать? Мяу-мяу! Ой, а про мишку мы забыли. Зови его скорей! Вот мишка идет: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Гостей поставили вокруг стола. Собачку здесь, киску сюда. А козлика куда? Вот сюда. А про мишку опять забыли. Знаешь что? Давай мишку посадим на стул. Пусть сидит за столом».

«Сборы на прогулку» (все необходимые вещи разложены на стульчике). Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку и т.д.

2. Расширить пассивный предметный словарь детей с помощью предметных картинок.

Ребенку показывают и называют предметную картинку, например «Варежки». Объясняет их назначение. Далее предметную картинку сравнивают с игрушкой или предметом в натуральную величину. Новую картинку нужно отыскать среди других знакомых предметных картинок. Затем ребенку предлагают совершить несколько действий – поручений, связанных с картинкой, например: отнеси варежки маме, передать варежки товарищу. Затем ребенок должен отыскать изображение предмета, с которым познакомился на сюжетной картине.

3. Расширить пассивный глагольный словарь с помощью сюжетных картинок, на которых люди или животные совершают разные действия.

Для детей подготавливаются сюжетные картинки, на которых хорошо знакомые ребенку лица или животные совершают различные действия, например: мальчик, сидит, лошадь бежит, девочка кушает. Сначала предлагается показать субъект действия: «Покажи, где мальчик, где девочка, а где лошадка». Если ребенок без труда понимает такие вопросы, то подключаются названия действий, которые совершает субъект: «Покажи, где мальчик спит, где девочка кушает, а где лошадка бежит».

4. Научить детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик ест, пьет, спит, читает и т.д.

5. Предложить детям совершить действия с отобранными предметами (или предметными картинками) в определенной последовательности.

На столе лежат различные игрушки или предметные картинки. Ребенку предлагают взять несколько предметных картинок (игрушек) из тех, что лежат на столе. Затем взрослый просит выполнить с отобранными картинками (игрушками) несколько действий, следующих друг за другом в указанной последовательности. Название действия объединяются в одной словесной просьбе, после чего ребенок их выполняет, например: «Слушай внимательно и сделай так, как я скажу: платочек убери в карман, собачку дай мне, а цветок поставь на окно».

Развитие слухового восприятия. 

Занятия нужно начать с работы над неречевыми звуками. На их основе вы сформируете у ребёнка определённые алгоритмы действий со звуками вообще, которые ему будет проще перенести на звуки речи.

Различение неречевых звуков.

  • Покажите ребёнку, какой звук издают звучащие игрушки (начинайте с двух). Пусть отвернётся. У него за спиной воспроизведите один из звуков. Пусть покажет, какая игрушка звучала. Количество игрушек постепенно доведите до четырёх.
  • Извлеките два более-менее похожих друг на друга звука (топните ногой по полу и хлопните в ладоши). Пусть ребёнок отвернётся. Воспроизведите один из этих звуков. Ребёнку нужно повторить его. Затем то же самое проделайте со вторым звуком. Количество звуков желательно довести до четырёх (дополнительно можно хлопать по столу, стучать по стеклу).

Оперирование с неречевыми звуками.

При выполнении дальнейших упражнений нужно научить ребёнка запоминать последовательность неречевых звуков и верно воспроизводить её.

  • Извлеките за спиной у ребёнка два знакомых ему звука (топните, хлопните). Ребёнку нужно повторить их, не перепутав порядок. Перед этим наглядно объясните, что он должен сделать. Если ребёнок не понимает задания, привлеките помощника.
  • Эти же звуки предложите ребёнку в обратном порядке. Количество звуков желательно довести до четырёх.
  • Выстукивайте по столу несложный ритм из трёх звуков: та – та-та или та-та – та (с паузами разной длительности между звуками). Ребёнку нужно повторить за вами. 
  • Играйте в «ладушки». Задайте ритмический рисунок, который вам нужно исполнить. Скажите та – та-та (обратите внимание, что с этого момента вы начинаете использовать звуки речи). Затем, повторяя: та – та-та, хлопайте с ребёнком в ладоши. В дальнейшем выстукивайте в ладоши более сложный и длительный звуковой рисунок: та – та-та-та-та, та-та – та-та-та и т.п.

Узнавание голосов.

Ребёнку нужно научиться различать голоса людей. Сначала ваш голос и чей-то ещё (например, папин). Затем вам понадобятся и другие помощники. Желательно, чтобы ребёнок различал голоса четырёх – пяти человек.

При выполнении упражнений ребёнок заодно научится реагировать на звуки речи, а возможно, потихоньку начнёт и различать их. 

  • Длительно произнесите звук (А). Ребёнок должен посмотреть на вас. Потом этот же звук произносит ваш помощник. Ребёнок переведёт на него взгляд. Звуки произносите громко, широко открывая рот, привлекая внимание ребёнка. Затем ему нужно отвернуться. Вы с помощником произносите звуки, ребёнку нужно показать, кто сказал (А). Спрашивайте: «Кто сказал (А)?»
  • Это же упражнение выполняйте с гласными звуками (О), (У), (И), (Э). По возможности увеличивайте количество помощников. Спрашивайте у ребёнка, кто произнёс звук. Пусть показывает пальцем.
  • Такое же упражнение выполняйте с согласными звуками (М), (Ж), (Р).
  • Затем со звуками (Б), (Д), (Г), (С). Поскольку эти звуки не такие звучные, как предыдущие, повторяйте их по нескольку раз: (Б-Б-Б), (Д-Д-Д).
  • Покажите ребёнку картинку с кошкой. Скажите: «Это – кошка. Она говорит МЯУ». Покажите, как кошка умывается, повторите «МЯУ». Пусть то же самое проделает ваш помощник. Спросите у ребёнка: «Кто сказал МЯУ?». Он должен показать, кто. 

Различение звукоподражаний.

Сначала используйте звукоподражания из одного гласного звука: И-И-И – лошадка; У-У-У – волк; А-А-А – кукла; О-О-О – петушок.

  • Показывайте ребёнку только картинки и произносите звукоподражания, он должен изображать пантомимы.
  • Если ребёнок не будет опознавать звуки, показывайте картинки.
  • Можете подсказать ему нужный персонаж каким-нибудь одним жестом. Например, скажите «И-И-И» и цокните языком. Если ребёнок по-прежнему не различает звуков, не смущайтесь и продолжайте занятия. Повторите с ним ещё раз гласные звуки, после чего добавьте согласные: (Ф, Р, Ж, С, Ш), имитирующие речь ёжика, тигра, жука, комара, змеи.
  • Произносите звукоподражания (напоминайте ребёнку соответствующей пантомимой, кому они принадлежат), пусть он изображает нужный персонаж. Звуки (Ж) и (Ш) похожи между собой, поэтому (Ж) выговаривайте очень звонко, а (Ш) глухо, шёпотом. Если ребёнок не сможет различить некоторые звукоподражания или будет путать их – ничего страшного.
  • Положите две картинки с персонажами, которые вы будете характеризовать звукоподражаниями (куклу и жука, лошадку и ёжика). Произносите соответствующие звуки, ребёнок должен называть соответствующую картинку. Например: «А-А-А. Кто это?». И поочерёдно показывайте на картинки с жуком и куклой. При необходимости объясните задание через помощника (который должен выполнить задание вместо ребёнка, давая ему образец).
  • Пусть ваш помощник выполняет предыдущее упражнение, допуская «ошибки» (показывая не ту картинку). Спрашивайте у ребёнка: «Это правильно?». Ребёнку нужно отвечать с помощью утвердительного (кивок головой) или отрицательного (качание головой) жеста. Задание сложное, поэтому – если ребёнок сможет. Добавьте звукоподражания, состоящие из двух звуков: собачка АВ-АВ, корова МУ-МУ, гусь ГА-ГА, филин УХ-УХ, мишка БУ-БУ, мышка ПИ-ПИ, курочка КО-КО. Вводите их не сразу, а по одному.
  • Делайте с ними четыре последних предложения. Добавьте звукоподражания, состоящие из трёх звуков: МЯУ-МЯУ, КВА-КВА, ТЯВ-ТЯВ.
  • Выполняйте те же задания. Ребёнок не обязательно должен освоить абсолютно все звукоподражания.

Рекомендации для родителей по использованию игр и упражнений во время занятий с детьми.

  • Игры не должны быть длительными во времени (от 5 до 15 мин).
  • Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознать, исправить возможную ошибку, а взрослый помочь ему в этом.
  • Игра должна быть интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент сравнения, красочное и забавное оформление.
  • В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность.
  • В процессе игры взрослый принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), в заключение обязательно поощрить ребенка.
  • Во время игр необходимо деликатно, ненавязчиво активизировать поведение ребенка, его познавательную активность.
  • Проявлять к ребенку терпение.

Перестаньте понимать ребенка. Речь для него должна стать необходимостью. В ситуации, когда мама, папа, бабушка и дедушка и без слов выполняют все желания малыша, у ребенка нет смысла делать усилия и начинать выражать свои мысли и желания словами. Будьте готовы к тому, что ребенок не ожидает такой реакции от вас, он будет расстраиваться или плакать. Терпите его слезы и выжидайте, пока он не начнет хотя бы пытаться что-то произносить. Тогда уже можете дать то, что малыш хочет.

Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

 

Литература: 

  1. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия. СПб.: КАРО, 2008. 196 с. 
  2. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 64 с.