Кумакова Юлия Ивановна
Учитель-логопед, МБДОУ "Ласточка", г. Ноябрьск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кумакова Ю.И. Формирование понимания речи и развитие слухового восприятия // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 309789
В случаях, когда заходит разговор о маленьком ребенке 1,5–3 лет, который еще не научился говорить, от близких ребенка часто можно услышать: «Он все понимает, только пока не говорит». Такая характеристика поведения малыша подразумевает, что он знает значения многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации. Постараемся разобраться, так ли это.
Действительно, довольно часто ребенок действует адекватно в рамках определенной ситуации – показывает нужный предмет или игрушку, совершает необходимое действие. Однако при начале регулярных занятий с логопедом начинают обозначаться пробелы в знаниях ребенка: он не только не понимает значения многих слов и выражений, но и путает те, что постоянно используются в обиходе. Например, ребенок смешивает значения слов «ванна» и «раковина», а на просьбу показать, где шампунь, показывает на тюбик с кремом. Кроме этого, часто маленький неговорящий ребенок одним и тем же словом может обозначать разные предметы или действия.
Конечно, непросто объективно оценить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи в случае, если он не пользуется активной речью. Однако следует осознавать, что, если имеет место задержка речевого развития или общее недоразвитие речи, отставание затрагивает все стороны речи – не только активную (процесс говорения), но и пассивную (понимание речи).
Исходя из данного утверждения, можно предположить следующее: работа над пониманием речи неговорящими детьми 1,5–3 лет не просто желательна, а необходима.
Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.
Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений.
Примерные задания для родителей неговорящего (или плохо говорящего) ребенка на развитие понимания речи
1. Назвать предметы, действия той ситуации, в которой ребенок находится.
«Кормление зверей». Ребенку предлагается устроить для зверей обед: «Давай кормить всех твоих зверей. Они проголодались. Ух, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Неси сюда кошку, собачку, козлика. Посмотри, как они просят кушать! Как козлик просит кушать? Ме-ме! А как собачка просит кушать? Ам-ам! А как кошка просит кушать? Мяу-мяу! Ой, а про мишку мы забыли. Зови его скорей! Вот мишка идет: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Гостей поставили вокруг стола. Собачку здесь, киску сюда. А козлика куда? Вот сюда. А про мишку опять забыли. Знаешь что? Давай мишку посадим на стул. Пусть сидит за столом».
«Сборы на прогулку» (все необходимые вещи разложены на стульчике). Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку и т.д.
2. Расширить пассивный предметный словарь детей с помощью предметных картинок.
Ребенку показывают и называют предметную картинку, например «Варежки». Объясняет их назначение. Далее предметную картинку сравнивают с игрушкой или предметом в натуральную величину. Новую картинку нужно отыскать среди других знакомых предметных картинок. Затем ребенку предлагают совершить несколько действий – поручений, связанных с картинкой, например: отнеси варежки маме, передать варежки товарищу. Затем ребенок должен отыскать изображение предмета, с которым познакомился на сюжетной картине.
3. Расширить пассивный глагольный словарь с помощью сюжетных картинок, на которых люди или животные совершают разные действия.
Для детей подготавливаются сюжетные картинки, на которых хорошо знакомые ребенку лица или животные совершают различные действия, например: мальчик, сидит, лошадь бежит, девочка кушает. Сначала предлагается показать субъект действия: «Покажи, где мальчик, где девочка, а где лошадка». Если ребенок без труда понимает такие вопросы, то подключаются названия действий, которые совершает субъект: «Покажи, где мальчик спит, где девочка кушает, а где лошадка бежит».
4. Научить детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик ест, пьет, спит, читает и т.д.
5. Предложить детям совершить действия с отобранными предметами (или предметными картинками) в определенной последовательности.
На столе лежат различные игрушки или предметные картинки. Ребенку предлагают взять несколько предметных картинок (игрушек) из тех, что лежат на столе. Затем взрослый просит выполнить с отобранными картинками (игрушками) несколько действий, следующих друг за другом в указанной последовательности. Название действия объединяются в одной словесной просьбе, после чего ребенок их выполняет, например: «Слушай внимательно и сделай так, как я скажу: платочек убери в карман, собачку дай мне, а цветок поставь на окно».
Развитие слухового восприятия.
Занятия нужно начать с работы над неречевыми звуками. На их основе вы сформируете у ребёнка определённые алгоритмы действий со звуками вообще, которые ему будет проще перенести на звуки речи.
Различение неречевых звуков.
Оперирование с неречевыми звуками.
При выполнении дальнейших упражнений нужно научить ребёнка запоминать последовательность неречевых звуков и верно воспроизводить её.
Узнавание голосов.
Ребёнку нужно научиться различать голоса людей. Сначала ваш голос и чей-то ещё (например, папин). Затем вам понадобятся и другие помощники. Желательно, чтобы ребёнок различал голоса четырёх – пяти человек.
При выполнении упражнений ребёнок заодно научится реагировать на звуки речи, а возможно, потихоньку начнёт и различать их.
Различение звукоподражаний.
Сначала используйте звукоподражания из одного гласного звука: И-И-И – лошадка; У-У-У – волк; А-А-А – кукла; О-О-О – петушок.
Рекомендации для родителей по использованию игр и упражнений во время занятий с детьми.
Перестаньте понимать ребенка. Речь для него должна стать необходимостью. В ситуации, когда мама, папа, бабушка и дедушка и без слов выполняют все желания малыша, у ребенка нет смысла делать усилия и начинать выражать свои мысли и желания словами. Будьте готовы к тому, что ребенок не ожидает такой реакции от вас, он будет расстраиваться или плакать. Терпите его слезы и выжидайте, пока он не начнет хотя бы пытаться что-то произносить. Тогда уже можете дать то, что малыш хочет.
Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
Литература: