Поликультурное воспитание дошкольников в детском саду

Главатских Маргарита Ульяновна
Богданова Наталия Евгеньевна

Старший воспитатель, ГБДОУ детский сад № 51, Кировский район, г. Санкт-Петербург
Заведующий, ГБДОУ детский сад № 51, Кировский район, г. Санкт-Петербург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Главатских М.У., Богданова Н.Е. Поликультурное воспитание дошкольников в детском саду // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 307916


 

Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества, каждый ребенок, поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Поликультурность любой территории нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания, и воспитания с дошкольного возраста. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении толерантность надо воспитывать. Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.

Идея поликультурности на региональной основе – самоуважение и уважение другого человека. Обращая внимание на особенности развития детей дошкольного возраста, «поликультурной личностью дошкольника» можно назвать каждого ребенка дошкольного возраста, если он имеет самые элементарные представления о родном крае. Ребенок знает о природе родного края, материальной и духовной культуре, искусстве, литературе, традициях своего народа и народов ближайшего и отдаленного национального окружения; знает нормы поведения в быту и обществе, умеет их соблюдать; умеет воспроизводить полученные знания и представления в своей жизнедеятельности. Другими словами, целью поликультурного воспитания в дошкольной педагогике можно рассматривать формирование именно такой поликультурной личности.

Конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников: формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и в России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание детей в духе мира, гуманного межнационального общения. 

Целью поликультурного образования является создание системы поликультурного образования, способной обеспечить благоприятный социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения. Дошкольное образование является важнейшим этапом в построении конструктивного межкультурного диалога.

Педагоги нашего детского сада работают по программе поликультурного образования «Диалог культур». В 2018-2019 учебном году в нашем дошкольном учреждении, мы составили перспективное планирование для всех возрастных групп и углубились в работу. Прежде всего, начинаем знакомить детей с родным домом, детским садом и прививаем детям любовь к родному дому, а затем знакомим с родным городом, родным краем, с нашей страной, а в старшем дошкольном возрасте знакомим детей уже с культурой других стран, по принципу расширения границ познания мира. Знакомим с обычаями, литературой, музыкой наших соседей по планете, таких как Япония и Англия, Белоруссия и Молдавия. Реализация образовательной программы детского сада в нашем учреждении, осуществляется в сочетании с программой «Диалог культур».

Содержание программы по поликультурному образованию включается в разделы: познавательное развитие, игра, художественная литература, музыкальное и эстетическое развитие, продуктивная деятельность, физическая культура и другие. Нами был избран вариант интеграции с основной образовательной программой, который направлен на изменение содержания непосредственно образовательной деятельности за счет введения тем поликультурного образования. Поликультурное воспитание - основа патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» – именно этим положением, известного исследователя поликультурного воспитания детей Э.К. Сусловой, обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности. Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания таким ученым как Г.Д. Дмитриев. Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами, над этими вопросами работают педагоги-исследователи – Е.С. Бабунова, Т.Ф. Бабынина и другие.

Поликультурное воспитание у нас в детском саду осуществляется в трех направлениях:

  1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценности и т.д.).
  2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
  3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении). 

В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

  • национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважение к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;
  • ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
  • сообщения знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально положительного отношения к национальному разнообразию планеты.

Музыкальный руководитель уделяют большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учат понимать красоту национальной музыки.

Большую лепту в процесс поликультурного воспитания вносит непосредственно образовательная деятельность по изобразительной деятельности. Именно они знакомят дошкольников с национальным декоративно-прикладным искусством, живописью и элементами орнаментов. Дети постигают азы изобразительного искусства, используют национальный колорит красок и узоров.

Деятельность воспитателя с детьми по физической культуре, способствует знакомству с национальными народными играми.

Мы считаем, что вся работа по поликультурному воспитанию, проводимая нашим педагогическим коллективом совместно с родителями – это духовно-нравственная составляющая образования. Так как без духовности становятся бесполезные самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии, таким образом, приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде – актуальная проблема современного дошкольного образования, требующая пристального внимания.

Семья всегда остаётся основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурную личность, без участия родителей в решении проблемы. Мы стараемся активно выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников, так как это важный момент поликультурного образования в детском саду. Мы осуществляем его через информационные зоны, беседы, анкетирование и официальный сайт детского сада. 

Педагоги разрабатывают и проводят мероприятия, конкурсы, праздники и развлечения с участием семьи. Совместно с родителями воспитанников проводятся и организуются фотовыставки, изготавливаются народные костюмы для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры. Мы ставим задачи перед педагогами детского сада - максимально полно вовлечь членов семей воспитанников в образовательный процесс через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок и сделать родителей своими союзниками в воспитании детей.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Играя, ребенок познает мир, свое место в нем и вырабатывает собственную модель поведения.

Очень любят дети народные игры: подвижные, словесные, хороводные. В процессе дидактических игр мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм». Созданы в саду уголки декоративно-прикладного искусства, дети знакомятся с народной игрушкой, с образцами гжельской, хохломской, городецкой, филимоновской росписей. Учатся видеть красоту народной игрушки. С помощью таких дидактических игр, как «Составь узор», «Найди фрагмент», лото «Какая роспись?» развивают умение различать росписи.

Для решения задач поликультурного воспитания в группах созданы уголки ознакомления с родным краем (размещены куклы в национальных костюмах, модель избы, альбомы о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, материалы для познавательных бесед о родном крае, о Родине – России, о Москве – столице России; о родном городе - Санкт-Петербурге, государственная символика России; элементарные сведения об истории, традициях), уголок «Белоруссия», «Молдавия», «Япония», «Англия». 

Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в нашем дошкольном образовательном учреждении, является: 

  • образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • самостоятельная деятельность детей; 
  • взаимодействие с семьями детей.

Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных видах деятельности и реализуется в образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие. 

Разработан цикл занятий по патриотическому воспитанию и поликультурному воспитанию. Воспитатели проводят открытые занятия и знакомят своих коллег с промежуточными результатами поликультурного воспитания. 

Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Это является залогом успешности человека в будущем.

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу. 

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Уважение воспитанников к детям другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене. Те, кто родился еще в СССР, помнят главную идею государства о единении наций. Дети с удовольствием переодевались на утренниках в национальные костюмы других республик, пели песни, учили стихи и танцевали национальные танцы других народов. Вряд ли современные дети и молодежь – новое поколение – знают, что это такое. Но, как гласят законы истории, все начинания проходят свой виток, затем утрачиваются, а потом вновь становятся актуальными.

Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история: история человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту предков всегда необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев. А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность народа и его духовность, историю, культуру. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.

У нас – общая история и общее будущее. Будем продолжать учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле. 

 

Люблю тебя, моя Росси,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые

За голос звонкий как ручей.

 

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

 

Экскурсия по России

Музыкальный руководитель: Сегодня я предлагаю отправиться всем вместе в путешествие по нашей матушке России. Цель нашего путешествия, узнать как можно больше о нашей родине России. Вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей). Для начала нам предстоит выбрать транспорт, на котором мы сможем совершить нашу экскурсию. Посмотрите, какие забавные автобусы есть во Флориде, а в Таиланде и Мексике ездят на таких велорикшах.

(показ слайдов с картинками на которых изображены различные виды транспорта, популярные в разных странах).

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какой из предложенных видов транспорта будет наиболее удобен нам для путешествия, чтобы мы смогли поехать все вместе и хорошо рассмотреть все красоты и богатства нашей России.

(дети предлагают свои варианты, аргументируют свои ответы, приходят к выводу, что наиболее приемлемым является железнодорожный транспорт, так как соблюдены все условия безопасности). 

Ребята, поезда в разных странах тоже бывают разными (показ слайдов, где изображены поезда во Франции, электрички в Германии, Японии, Англии и Бразилии). Я предлагаю по ходу нашего путешествия, нарисовать портрет России и посмотреть – что же у нас получится. Мы возьмем с собой карту России и будет заносить на ней пометки. Итак, вагоны у нас уже готовы, но без кого не может двинуться поезд? (ответы детей). Давайте выберем машиниста поезда. Ребята, разрешите на правах взрослого человека, я возьму на себя должность помощника машиниста, чтобы мы не заблудились с вами в пути.

(машинист и пассажиры занимают свои места).

Музыкальный руководитель: Когда поезд отправляется, машинист дает длинный гудок, сейчас я покажу какой, а далее этот гудок будет давать наш машинист.

(включается аудиозапись гудка поезда с последующим стуком колес)

Вот мы и отправились с вами в дальний путь, давайте помашем рукой нашему детскому саду, нашему городу. (стук колес затихает, первая остановка). Скажите, а что вы представляете, когда слышите слово Россия? (Москва, березы, родной дом, природа, люди). Сейчас вы назвали очень много разных слов, связанных с темой родины. Что же нас встречает на нашей первой остановке, поможет узнать песня: «Во поле береза стояла». Действительно, береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи. А вот во Франции символом считается ветка дуба и оливы, а в Бразилии символ ветка кофе и табака есть даже на гербе страны (показ слайда). В России вокруг березы водили хороводы. Круговые танцы есть и у других народов, так, например, у бурят - ЕХОР, у греков – СИРТАКИ. Наши девочки сейчас покажут, как это было в России.

«Хоровод с платочками»

С платочками не только танцевали, но и играли Игра: «Гори, гори ясно»

Музыкальный руководитель: Ребята, поиграли, нам пора отправляться в путь, садимся по местам. Давайте сделаем зарисовки. На этой остановке нам встретился символ России – березка. (на карту помещается изображение берёзы).

«Едем» дальше, машинист дает гудок к отправлению поезда, включается аудиозапись стука колес.

В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа. Например, в Шотландии – волынка, бонго на Кубе, а в Ирландии арфа (она изображена на флаге и гербе). У русских – это какие инструменты? Отгадайте загадки.

Ящик на коленях скачет -

То поет, то горько плачет (гармонь)

Треугольная доска,

А на ней три волоска,

Волосок тонкий, голосок звонкий (балалайка)

(На карту помещаются балалайка и гармонь).

Их заливистые, серебристо-звонкие голоса, не спутаешь ни с какими другими.

Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.

А сейчас ребята, в исполнении ансамбля русских народных инструментов прозвучит русская народная песня «Светит месяц». Разделимся на две группы – одна группа (левая половина) во время слушания будет играть на воображаемой гармошке, а вторая на балалайке. Слушание (с клипом)

На каких народных инструментах играем мы с вами?

Дети: на ложках

Песня «ложки хохломские»

Музыкальный руководитель: Отправляемся на следующую станцию. В каждой стране есть своя национальная игрушка – В Италии Пульчинелла, в Чехии – крот из мультфильма (показ слайдов) Дети, а вы знаете нашу национальную русскую игрушку? Да, конечно, вы слышали, что одним из символов России является русская матрёшка.

Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном

И вся семья в матрёшке,

Как в доме деревянном.

Поют матрёшки в хоре.

Живут, не зная горя

И дружно, и счастливо,

И весело на диво.

Мы весёлые сестрицы,

Мы матрёшки – озорницы.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы плясать. Дети исполняют песню «Матрёшки»

Ребята! Так что же все-таки означает слово Русь? (Ответы детей). В рассказе писателя С. Романовского для детей написано об этом. Послушайте, пожалуйста.

«…Есть у слова «Русь» еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка, Анна Ивановна, как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, - он и зацвел!

– На русь! – ахнул я.

– На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

– Анна Ивановна, а что такое – русь?

– Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да, все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал что ли никогда?

Я слова вымолвить не могу. Русь – светлое место!

Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!»

А теперь обратите внимание на нашу карту. Какой красивый получился портрет России! Какие же цвета здесь преобладают – светлые или темные? Русь у нас получилась светлой. Это не случайно. В древности Русь называли светлым местом. Русь – это страна света. Через музыкальные образы природы, традиций Родины мы составили музыкальный портрет России. Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает. Наш город – наша малая Родина – это часть России.

Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.

Дети исполняют песню «Моя Россия» Г.А. Струве.

 

Литература:

  1. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. Магнитогорск: МаГУ, 2009.
  2. Бабунова Е. С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты педагогической системы дошкольного этнокультурного образования. Челябинск, ИИУМЦ «Образование», 2009.
  3. Бабунова Е. С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования. Магнитогорск: МаГУ, 2006.
  4. Бабунова Е. С. Социализация дошкольников в процессе этнокультурного образования. Магнитогорск: МаГУ, 2006. 
  5. Безюлева Г.В., Ермолаева М.В. Развитие толерантного сознания детей в условиях поликультурного образования. М.: Издательство НОУ ВПО Московский психолого-педагогический институт, 2013.
  6. Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.
  7. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. Саратов: Вузовское образование, 2017.
  8. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014. 260 с
  9. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.
  10. 10.Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование. М.: Академия, 2013.
  11. 11.Ткаченко Н.В. Психологическое сопровождение поликультурного образования. М.: Московский педагогический государственный университет. 2016.