Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ (из опыта работы)

Шматова Мария Михайловна

Воспитатель, МКДОУ д/с № 10, ст. Незамаевская

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шматова М.М. Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ (из опыта работы) // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 273837


 

Актуальность работы обусловлена тем, что адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы жизни малыша. Прежде всего, это изменение привычного для ребенка образа жизни, разлука с близкими и новый статус. Проблема адаптации усугубляется особенностями развития детей раннего возраста, незрелостью их нервной системы. Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ, является умение педагога грамотно организовать педагогический процесс.

У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность.

Так еще Выготский Л.С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.

Таким образом, я поставила перед собой цель: наладить доверительное отношение с каждым ребенком, вызвать положительное отношение к детскому саду посредством применения игровых технологий.Исходя из цели работы, поставила следующие задачи: подобрала игры, способствующие эффективному протеканию процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада; разработала календарный план работы с детьми, родителями и педагогами; предоставила родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на успешную адаптацию. 

Выстраивая систему работы по данной проблеме, определила основные направления деятельности:

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Практико-развивающая работа с детьми.
  3. Сотрудничество с родителями.

Создание предметно – развивающей среды: обязательным условием для решения данной задачи является создание необходимой предметно- пространственной развивающей среды. Нами был создан «Центр развивающих игр», где я подобрала игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это игры: мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, пальчиковый бассейн, массажные мячики.

Работа с детьми:

Условно игры в адаптационный период можно разделить на две группы:

  1. Коммуникативные игры.
  2. Игры на освоение окружающей среды (под окружающей средой в данном случае подразумевается игровая, спальная, приемная, умывальная комнаты).

Коммуникативные игры по характеру взаимодействия участников между собой делятся на:

  1. вербальные
  2. невербальные (невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей).

В своей работе я активно использовала названные выше группы игр. Так невербальные коммуникативные игры по характеру задач можно разделить на несколько групп:

  • Общие хороводы «Карусели», «В детский сад ходили» и другие позволяют сплотить детей в группе, дают каждому ребенку побыть в центре внимания.
  • Игры – забавы «Догонялки с куклой, (мишкой, собачкой)», «Прятки с платочком», «Мыльные пузыри», «Игра с солнечным зайчиком» помогают снять нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых движений. Даже малоактивные дети включаются в такие игры.
  • Игры в кругу с обращением к партнеру «Передай улыбку (мяч)», «Погладь ладошку» направлены на более тесное невербальное сближение детей.

Среди вербальных коммуникативных игр можно выделить большую подгруппу игр – знакомств и игр – обращений. Например, «Назови по имени», «Кого сегодня нет?», «Ласковое имя», «Передай колокольчик». Цель таких игр – учить ребенка отзываться и называть свое имя, называть другого ребенка по имени, запоминать имена сверстников.

В групповых подвижных играх так же осуществляется активное вербальное общение воспитателя с детьми. Это такие игры, как «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплята», «Отгадаю, кто позвал».

Игры на освоение окружающей среды позволяют постепенно знакомить детей с расположением групповых помещений с игровыми уголками, расположением игрушек в группе. Их также можно разделить на несколько подгрупп:

Игры – путешествия «Мы по комнате идем», «Поезд», «Мы гуляем» и. т д. Игры с предметами, направленные на сенсомоторное развитие ребенка и ориентацию в ближайшем окружении «Новая кукла», «Найди игрушку», «Игра в поручения», «Чудесный мешочек», «Где твой шкафчик?».

Отдельно хочется остановиться на играх с песком и тестом. В этих играх не только развивается мелкая моторика пальцев рук, обогащается сенсорный опыт детей, развивается познавательная активность, также при действии с кусочком теста или песком у ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность. Очень эффективна в процессе адаптации технология сказкотерапии. Оборудовала в группе уголок «уединения», где ребенок может уединиться. Любой малыш испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие.

Работа с родителями:

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.

В родительском уголке помещала тематические рекомендации по адаптации: «7 правил адаптации», «В детский сад с улыбкой», «Адаптационный период в детском саду», «Советы психолога»; проводила консультации: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Как облегчить адаптацию ребенка к ДОУ», «Условия успешной адаптации». Подготовила и провела родительское собрание в форме семинара-практикума: «Адаптация – что это такое», подготовила родителям презентацию «Один день из жизни группы «Улыбка». Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, они охотно принимали участие в традиционных выставках детского сада. Я убеждена, что только в тесном сотрудничестве с родителями, можно добиться положительных результатов в развитии детей. 

В результате данной работы, я заметила следующие улучшения в процессе привыкания детей к детскому саду: поведение основной группы детей стало спокойное, присутствовало бодрое, веселое настроение, с охотой вступали в игру, интенсивно начали общаться друг с другом, ведут игру, с желанием шли на контакт с воспитателями, дневной сон нормализовался, аппетит у детей хороший, соответствующая возрасту прибавка в весе, в момент расставания и встреч с родителями дети не плачут (за редким исключением), полное восстановление имеющихся привычек и навыков, приобретение новых умений и навыков,

Следовательно, необходимо продолжать начатую работу, а также искать новые формы и методы игровых технологий, которые будут способствовать формированию всесторонне развитой личности.