Анализ эколого-развивающего комплекса группы "Домик друзей"

Букреева Елена Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ ДС № 1, г. Озерск Челябинской области

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Букреева Е.А. Анализ эколого-развивающего комплекса группы "Домик друзей" // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 13.10.2019).

Заказ № 271188


 

I. «Экологический уголок моей группы»

Одно из важнейших условий решения задач экологического образования дошкольников – организация развивающей предметной среды. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности.

Мир природы нельзя познать по картинке, поэтому в своей группе я погрузила детей в соответствующую атмосферу.

Предметный материал, который я даю дошкольникам в свободное пользование, стал источником исследовательской, поисковой деятельности, что способствует формированию представлений и способов познания, на которые я опираюсь. 

На полочках для детского исследования я разместила разные природные материалы: песок, почва, глина, камни, ракушки, сахар, мука, соль, различные крупы, перья, шишки. 

Бросовый материал: пластиковые стаканчики, бутылки, железные и пластиковые ложки, трубочки для коктейля, мерная посуда и т.д. вызывают у детей особый интерес. 

Для познавательного развития я использую алгоритмы проведения опытов.

Для того чтобы каждый ребёнок смог найти себе дело и занятие по душе, в моей группе выделены центры определённого вида деятельности. Они не имеют чёткого разграничения, поэтому один и тот же игровой уголок по желанию ребёнка легко и быстро преобразовывается в другой. Поэтому экологический уголок становится то местом уединения, то книжным уголком, то исследовательским центром.

Подбор и размещение объектов в уголок природы я провожу в соответствии с возрастом и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1.3049-13 (п. 6.11) не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, я размещаю только растения.

В моём уголке природы очень много комнатных растений: сансевиерия, различные виды узамбарской фиалки, фикус Бенджаминова, фикус каучуковый, королевская бегония, 2 разновидности фуксии, декабрист - шлюмбергера , кислица, несколько видов герани обыкновенной, хлорофитум белый полосатый, пассифлора (страстоцвет, «кавалерская звезда»), гиппеаструм, спатифиллум, хавортия.

Осенью в уголке природы помещаю несколько растений, выкопанных из цветника (астры, бархатцы, бальзамины). Они будут долго расти, напоминая детям о лете. 

Чтобы заинтересовать детей целенаправленными наблюдениями мы ведём «Дневник природы Урала», куда зарисовываются замеченные нами изменения в развитии растений. Время от времени все вместе мы рассматриваем эти зарисовки, вспоминаем, что и как выращивали, что наблюдали. Подобные беседы пополняют знания ребят, помогают сделать выводы и обобщения. 

Интересно наблюдать за растениями из всевозможных семян. Съели апельсин, а в них «зёрнышки» - семена. Положили в землю 3-4 семени апельсина, лимона, несколько семян яблок. Мы так же проращивали косточку финика и наблюдали за ростом финиковой пальмы

В течение зимнего периода в уголке мы проращиваем корнеплоды. Для посадки берём здоровые овощи: морковь, свеклу и картофель. Выращивание овощных культур весной на зелень (лук, петрушка, укроп, чеснок, сельдерей и салат) дает возможность детям наблюдать за ростом и развитием растений и получать витамины.

В группе мною организована зона действия с природным материалом, где дети проводят опыты, изготавливают поделки, а так же рассматривают коллекции, которые дети собирают вместе со взрослыми (мною, родителями, бабушками и дедушками) 

В группе расположены карты и атласы мира, России и Урала, где изображены растения и животные по разным климатическим зонам и местам обитания. Дополняет уголок «Календарь наблюдений за погодой и природой», где дети отмечают изменения в природе и погоде в родной местности, а так же день недели, число и название месяца 

В шумном пространстве игровой комнаты я выделила место для «Литературного центра», в котором собраны книги (сказки, рассказы, стихи, загадки о природе, животных, растениях и временах года; подборки книг авторов: Н. Сладкова, В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина и др.), энциклопедии для детей («Большая детская энциклопедия», «Энциклопедия для дошкольников», «Тайны живой природы», «Живая природа», «Космос» и др.), периодические издания для детей, иллюстрации, дидактические игры по экологическому воспитанию (фото 10,11).

 

В центре искусства моей группы воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей различные мелки (восковые, пастельные, школьные, акварельные), акварель, гуашь, пластилин, солёное тесто, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, бросовый (пробки, палочки, стаканчики из-под йогурта, коробки, пластиковые бутылки и др. ) и природный ( горох, фасоль, чечевица, гречка, рис, пшено, манка, соль, скорлупа грецких орехов, семена ясеня, клёна и подсолнечника, и др. ); трафареты с силуэтами животных и растений. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

Большое место в группе отведено выставке детских работ и совместных детско-взрослых работ «Наше творчество».  

Лучшие работы выставляются на выставке детского сада. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников. 

Нередко здесь же мною организуются персональные выставки работ того или иного ребёнка (семьи).

Одновременно я веду планомерную работу по экологическому воспитанию с семьями воспитанников. Беседуя с родителями, объясняю им как лучше всего на личном примере воспитать у ребёнка любовь и умение бережно обращаться с живыми существами, научить видеть красоту природы и природных явлений. Для этого я составила подробный список детской художественной литературы для родителей, подготовила советы, которые помогут им привить любовь, бережное отношение к природе родного края. Так же я оформила стенд «Экология и дети», где размещаются статьи, консультации, полезные советы по экологическому воспитанию детей в семье.

 

II. Коллекции, которые используются мною в работе с детьми.

В моей группе нет отдельной зоны для коллекций. Коллекции расположены во всех центрах игровой комнаты на уровне, доступном для взгляда ребёнка. Это способствует развитию навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков и служат в качестве наглядного материала.

Коллекции моей группы (примеры см. фото выше)

  • Коллекция семян растений и плодов
  • Коллекция шишек хвойных деревьев родного края
  • Коллекция «Кора деревьев
  • Коллекция ракушек
  • Коллекция камней Урала
  • Коллекция осенних листьев родного края
  • Коллекция фантиков
  • Коллекция открыток:
    • «Цветы»
    • «Комнатные растения»
    • «Дикие животные»
    • «Птицы»
    • «Заповедники России»
    • «Экскурсия в природу»
    • «Кунгурская пещера»
    • «Насекомые родного края»
  • Коллекция репродукций картин художников о природе
  • Коллекция детских рисунков о природе
  • Коллекция «Интересные факты о природе»
  • Коллекция воспоминаний об отпуске (фотографии и экспонаты, привезённые детьми из отпуска)
  • Коллекция фотографий:
    • Животные Урала
    • Природные явления
    • Насекомые Урала
    • Грибы родного края
    • Растения Урала 
    • Природа России круглый год

Считаю ли я, что коллекции отвечают критериям отбора, предложенным в лекциях? Мне не пришлось пересматривать подходы при составлении коллекций. Я считаю, что коллекции, собранные мною за многие годы, соответствуют критериям отбора материала:

  • Доступность 
  • Разнообразие
  • Краеведческий аспект
  • Страноведческий аспект
  • Природоохранный аспект (все экспонаты собраны с земли)
  • Безопасность (все экспонаты собраны вдали от мест, посещаемых животными).