Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста (тренинг)

Воронкина Марина Юрьевна
Полуэктова Вера Иосифовна
Ростовщикова Надежда Петровна

Воспитатель, МАДОУ "ЦРР - детский сад №69", г. Пермь
Воспитатель, МАДОУ "ЦРР - детский сад №69", г. Пермь
Психолог, МАДОУ "ЦРР - детский сад №69", г. Пермь

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Воронкина М.Ю., Полуэктова В.И., Ростовщикова Н.П. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста (тренинг) // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 272014


 

Аннотация: Статья посвящена практическим вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Приведен план тренинга «Чужой человек».

Ключевые слова: безопасность, дошкольный возраст, игровые упражнения, моделирование, тренинг.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в ДОУ.

Одно из важных направлений в работы – это формирование у детей навыков безопасной жизнедеятельности, умения выстраивать безопасное поведение в окружающем мире.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить, что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Безопасность жизнедеятельности одна из главных проблем человечества. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особо остро сказывается на детях. Каждый человек – и взрослый, и ребенок, в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребенок не может выжить и развиться в социальную личность. 

Практически каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасности – кто-то из-за незнания, а кто-то из-за собственной беспечности. Поэтому, формирование основ безопасного поведения у детей – повседневная, трудная и необходимая работа.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличения физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Более эффективным и современным методом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

Особенность данного метода заключается в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

  • Использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
  • Предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
  • Введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
  • «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
  • Поддержание адекватного эмоционального фона.

Научившись поступать правильно в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города. Применение этих разновидностей практического метода способствует воспитанию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

Проведение тренингов. Тренинги – групповая форма взаимодействия взрослого (чаще психолога) с детьми, позволяющая снять у детей ощущение уникальности своих проблем и трудностей, направленная на сплочение дошкольников в группе, формирование чувства общности у всех участников тренинга. Тренинги помогают воспитанникам строить отношения с другими людьми, не провоцируя при этом конфликтных ситуаций.

Тренинг безопасного поведения помогает детям актуализировать знания о безопасности, возможных источниках опасности; приобрести навыки безопасного поведения в критических ситуациях; сформировать культуру безопасного поведения в социуме.

Тренинг «Чужой человек».

Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения в ситуации общений с незнакомыми людьми.

Задачи:

  1. Уточнять знания детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.
  2. Подвести детей к умению оценивать свои возможности по преодолению опасности и умению выбирать способы действия в соответствии с этим.
  3. Уточнять знания о необходимости обращения за помощью к взрослым в случае возникновения опасной для жизни ситуации.

1. Игра «Знакомый, свой, чужой».

Цель: уточнение представлений детей о том, кто является для них безопасным партнером по общению.

Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Водящий (взрослый) находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.

Темп бросания мяча может убыстряться или замедляться. Игра заканчивается тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданием.

2. Игра «Так, да не так».

Цель: уточнение знаний правил безопасного поведения.

Ведущий зачитывает детям ситуации, а дети поднимают вверх карточки с соответствующим знаком: опасная ситуация – восклицательный знак, неопасная – смайлик.

Примерные ситуации:

  • Оставаться в любом месте все время рядом с друзьями, с людьми.
  • Садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.
  • Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозила машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.
  • Пойти с незнакомым взрослым, если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
  • Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое - либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!».
  • Участвовать в играх со старшими ребятами, когда они зовут посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево;
  • Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.
  • Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает как их зовут.
  • Ездить в общественном транспорте без взрослых. 
  • Не показывать деньги, привлекая к себе внимание.
  • Близко подходить к краю дороги на остановке автобуса, особенно в период гололеда.
  • Если ребенок потерялся на улице, следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к милиционеру, охраннику, женщине гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, свое имя и фамилию.
  • Использовать телефон в случаях возникновения пожара (вызов пожарной службы по номеру 01), в случае получения травмы (вызов скорой помощи 03).

3. Игра «Петух и лиса».

Цель: формирование правил поведения в ситуации похищения.

Вспомнить с детьми, как в сказке петушок зовет своих друзей на помощь, когда его похитила лиса. Напомнить, что в подобной ситуации, нужно кричать очень громко. Предложить детям, по желанию разыграть сценку из сказки. При обсуждении, донести до детей информацию: «Что они должны делать, если их будут похищать».

4. Игра «Похитители и находчивые ребята».

Цель: отработка действий при попытке похищения.

Дети делятся на две команды: похитители и находчивые ребята. Похитители пытаются самыми разными способами перевести ребят за черту (тянут, тащат, перетаскивают), а ребята стараются им сопротивляться (кричат, вырываются, падают). Правило – нельзя в этой игре кусаться и драться. На выполнение задачи похитителям отводится определенное время, например 2 минуты. Затем команды меняются ролями.

5. Викторина «Беспечные герои сказок».

Цель: умение оценивать безопасность действий окружающих и оказывать помощь в опасной ситуации.

Вопросы:

  1. Какое правило безопасности нарушила Красная шапочка?
  2. Какую хитрость придумал волк в сказке «Волк и семеро козлят», для того, чтобы пробраться в дом козы?
  3. Почему Петушок все время попадался в лапы лисы в сказке «Кот, петух и лиса».
  4. Какое правило безопасного поведения нарушил колобок?
  5. Почему в сказке «Заюшкина избушка» заяц остался без жилья?
  6. В каких сказках героям удавалось обхитрить и победить коварных злодеев? (Мальчик-с-пальчик, Кот в сапогах, Маша и медведь, Три медведя, Три поросенка).

6. Подвижная игра «Чай – чай, выручай».

Цель: развитие навыков взаимопомощи.

 

Литература:

  1. Анастасова Л.П. Жизнь без опасности. М.: Винтана-Граф. 1996.
  2. Васильева И. Учим правилам безопасности // Дошкольное воспитание. 1990. № 2.
  3. Васюкова Н.Е., Родина Н. М. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. 2012. С. 104.
  4. Голицина Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. М., 2011.
  5. Гризик Т.И., Глушкова Г. В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. М.: Просвещение, 2015. 96 с.
  6. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения. Волгоград: Учитель, 2011. С. 83.
  7. Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о безопасности. М.: 2008. 39 с.
  8. Сантаева Т.С. Безопасность детей и взрослых // Управление ДОУ. 2004. №3.
  9. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / Чермашенцева О.В. Волгоград: Учитель, 2010. С. 64.