Воронкина Марина Юрьевна
Полуэктова Вера Иосифовна
Ростовщикова Надежда Петровна
Воспитатель, МАДОУ "ЦРР - детский сад №69", г. Пермь
Воспитатель, МАДОУ "ЦРР - детский сад №69", г. Пермь
Психолог, МАДОУ "ЦРР - детский сад №69", г. Пермь
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Воронкина М.Ю., Полуэктова В.И., Ростовщикова Н.П. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста (тренинг) // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 19.01.2025).
Заказ № 272014
Аннотация: Статья посвящена практическим вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Приведен план тренинга «Чужой человек».
Ключевые слова: безопасность, дошкольный возраст, игровые упражнения, моделирование, тренинг.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в ДОУ.
Одно из важных направлений в работы – это формирование у детей навыков безопасной жизнедеятельности, умения выстраивать безопасное поведение в окружающем мире.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить, что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Безопасность жизнедеятельности одна из главных проблем человечества. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особо остро сказывается на детях. Каждый человек – и взрослый, и ребенок, в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребенок не может выжить и развиться в социальную личность.
Практически каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасности – кто-то из-за незнания, а кто-то из-за собственной беспечности. Поэтому, формирование основ безопасного поведения у детей – повседневная, трудная и необходимая работа.
Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличения физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Более эффективным и современным методом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.
Особенность данного метода заключается в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:
Научившись поступать правильно в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города. Применение этих разновидностей практического метода способствует воспитанию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.
Проведение тренингов. Тренинги – групповая форма взаимодействия взрослого (чаще психолога) с детьми, позволяющая снять у детей ощущение уникальности своих проблем и трудностей, направленная на сплочение дошкольников в группе, формирование чувства общности у всех участников тренинга. Тренинги помогают воспитанникам строить отношения с другими людьми, не провоцируя при этом конфликтных ситуаций.
Тренинг безопасного поведения помогает детям актуализировать знания о безопасности, возможных источниках опасности; приобрести навыки безопасного поведения в критических ситуациях; сформировать культуру безопасного поведения в социуме.
Тренинг «Чужой человек».
Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения в ситуации общений с незнакомыми людьми.
Задачи:
1. Игра «Знакомый, свой, чужой».
Цель: уточнение представлений детей о том, кто является для них безопасным партнером по общению.
Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Водящий (взрослый) находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.
Темп бросания мяча может убыстряться или замедляться. Игра заканчивается тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданием.
2. Игра «Так, да не так».
Цель: уточнение знаний правил безопасного поведения.
Ведущий зачитывает детям ситуации, а дети поднимают вверх карточки с соответствующим знаком: опасная ситуация – восклицательный знак, неопасная – смайлик.
Примерные ситуации:
3. Игра «Петух и лиса».
Цель: формирование правил поведения в ситуации похищения.
Вспомнить с детьми, как в сказке петушок зовет своих друзей на помощь, когда его похитила лиса. Напомнить, что в подобной ситуации, нужно кричать очень громко. Предложить детям, по желанию разыграть сценку из сказки. При обсуждении, донести до детей информацию: «Что они должны делать, если их будут похищать».
4. Игра «Похитители и находчивые ребята».
Цель: отработка действий при попытке похищения.
Дети делятся на две команды: похитители и находчивые ребята. Похитители пытаются самыми разными способами перевести ребят за черту (тянут, тащат, перетаскивают), а ребята стараются им сопротивляться (кричат, вырываются, падают). Правило – нельзя в этой игре кусаться и драться. На выполнение задачи похитителям отводится определенное время, например 2 минуты. Затем команды меняются ролями.
5. Викторина «Беспечные герои сказок».
Цель: умение оценивать безопасность действий окружающих и оказывать помощь в опасной ситуации.
Вопросы:
6. Подвижная игра «Чай – чай, выручай».
Цель: развитие навыков взаимопомощи.
Литература: