Дьячкова Ольга Васильевна
Учитель начальных классов, МКОУ "ПСОШ" МР НР КШ-ДС "Нутендли", Республика Саха (Якутия)
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Дьячкова О.В. Встреча Солнца // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 270217
Цель: познакомить с обычаями, традициями и национальной культурой коренных народов Республики Саха (Якутия).
Оборудование: карта, фотоальбом, рисунки обучающихся, лэпбук «Республика Саха (Якутия)», картины «Времена года Якутии», картина пылающего огня, багульник, тарелка с различными продуктами питания (олений жир, оладьи, мясо и т.д.),
Ход урока
Учитель: Ребята, я рада вас видеть на очередном уроке и надеюсь, что сегодняшний урок, как и предыдущие уроки, будет вам полезен и интересен.
Посмотрите, пожалуйста, на карту. Велика ли наша матушка Россия? Правильно, ребята, велика. И в ее состав входит наша Республика Саха (Якутия).
Якутия образовалась 27 апреля 1922 года. Она расположена на северо-востоке России и Восточной Сибири.
Столица Якутии удалена от Москвы на 8 468 км, поэтому жители Якутии на 6 часов раньше встречают новый день.
Площадь Якутии 3 млн. 103 тыс. км, что составляет 1/7 часть территории России. Территория Якутии входит в пределы 3-х природных зон: тундры, лесотундры и тайги.
-Ребята, а если она входит в пределы 3-х природных зон, скажите: «Чем богата наша Республика?» (лесом, а в лесу много животных, ягод, грибов, орехов).
-А еще? (полезными ископаемыми: нефтью, газом, углем, алмазами, золотом, песком, глиной и многим другим).
-А какая промышленность в Якутии? (лесная, нефтегазовая, горнодобывающая, золотопромышленная).
-Скажите, пожалуйста, а какие народы живут в Якутии? (русские, чукчи, якуты, долганы, эвены, эвенки, юкагиры) .
- А также в нашей республике проживают другие национальности. кто может сказать, какие?
-Докажите, что люди разных национальностей живут в Якутии. (учащиеся: меня зовут Саша – я эвэн и живу в Якутии. Я – Тамра, я – чукча, живу в Якутии. Я – Лиля, я – русская и тоже живу в Якутии и т. д.).
-Правильно, ребята!
Очень богата и разнообразна наша Якутия, а также и многонациональна, но коренное население – якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, ненцы и другие народы. И у каждого народа, населяющего нашу землю, есть свои традиции, обычаи и своя культура.
-Какой праздник у русских? (масленица, на этом празднике пекут блины, всех угощают ими, танцуют, поют частушки).
А у нас, у украинцев – рождество. На празднике готовят 12 блюд, ходят колядовать, за колядки их угощают, а утром они пьют чай с этими угощениями. А у якутов- Новый год встречают в начале июня).
-Как все интересно, ребята, правда?
-Но сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с обычаями, традициями и праздником Республики Саха (Якутия).
-А что такое праздник?
Ответы детей:
- праздник – это проявление всех форм и видов культуры. Раньше он давал полное слияние с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней. Народное искусство связано с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, сказки, былины неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле.
- А кто мне скажет, какой традиционный праздник у чукчей? (Встреча Солнца).
- Правильно, ребята!
1-й ученик: Да, этот праздник имел тесную связь со скотоводческим хозяйством. Он проводился в начале января, когда появляются первые лучики солнца. Чукчи возносили перед огнем благодарность, хвалу и молитву небожителям и духам природы.
2-й ученик: Встреча Солнца начинается с церемонии кормление огня. Суеверные люди думали, что соблюдение этого обычая способствует развитию скотоводческого хозяйства. Вслед за обрядом начиналось пиршество. Основным угощением были мясо, кровяной суп, колбаса (которая готовится не по-простому рецепту), лепешки из печени и т.д.
(Дети разносят всем гостям угощения).
3-й ученик: Не зря наши предки почитали огонь, ведь, огонь это символ жизни. И также Солнце почитают чукчи, ведь первые лучи символизируют, что скоро конец долгой, холодной зиме.
Во время обычая чукчи просят у Солнца, огня хорошей погоды, хорошего сохранения поголовья оленей, удачной охоты и чтобы все было хорошо. Также во время обычая чукчи слегка поджигали багульник, чтобы он издавал сладкий аромат и легкий дымок. Затем Человек, который проводит обряд, сверху до ног багульником обтряхивал т.е. человек купается в дымке багульника. Этими жестами, считается, что горе и беда пройдут мимо тебя.
4-й ученик: На празднике устраивали спортивные игры, борьба, перетягивание на ремнях, палке, состязание по прыжкам разных видов, бега, оленьи гонки
-Давайте и мы послушаем стихотворение, которое называется «К,эюк,эй» (Олененок).
-Какие чувства вызвали у вас это стихотворение, о чем он? (Пробуждение природы).
5-й ученик: Встреча Солнца – важная часть духовной культуры чукчей.
Учитель: За всю свою многовековую историю народы Якутии создали уникальную материальную и духовную культуру. Народы Крайнего Севера более бережно относятся к своим традициям, обычаям и культуре. Они передаются из поколения в поколение.
Учитель: В своих рисунках дети тоже отразили традиции, обычаи и праздник Республики Саха (Якутия). В рисунках нарисовано природа, обычай кормления огня, стадо оленей.
Учитель: Богата у чукчей и современная культура. Многообразно декоративно-прикладное искусство, профессиональная музыка, различные ансамбли и многое другое.
Ну, вот и подошел к концу наш урок. И я хотела бы, чтобы вы отгадали кроссворд о том, что запомнили из урока.
Рефлексия:
Ребята, у вас есть предметы, которыми мы сейчас воспользуемся.
1. Интересны ли чукотские традиции и обычаи, о которых мы сегодня узнали?
«Да!» - солнышко. «Нет!» - облачко.
2. Хотели бы вы принять в них участие?
«Да!» – белый цветок. «Нет!» – синий цветок.
3. Знакомы ли с этими традициями ваши родители?
«Да!» – желтый цветок. «Нет!» – красный цветок. «Не знаете!» – зеленый цветок.
Я надеюсь, ребята, что после этого урока, узнав о традициях, обычаях коренных народов Якутии вы будете относиться с уважением к ним. И обязательно познакомьте с ними своих родителей.
И в завершение нашего интересного урока, ученица 1-го класса прочитает стихотворение о тундре на чукотском языке.
Стихотворение «Тиркык,эй» («Солнышко»)
Л,ьал,ян,ыйн,ын галл,ягъэ ,
Тиркык,эй гыргол,ятгъэ.
Кыткыт мурык нъэл,ыркын,
Гарон,эт коргаквыргын.
К,эюут ръурэнн,ыт,
Мургин н,эл,выл, рэмкэтгъэ.
Тиркык,эй гыргол,ятгъэ
Ы,л,чын,ын рэл,гыгъэ.