Актуальность службы сопровождение в современном детском саду

Богданова Наталия Евгеньевна
Главатских Маргарита Ульяновна

Заведующий ГБДОУ № 51 Кировского района Санкт-Петербурга
Старший воспитатель ГБДОУ № 51 Кировского Санкт-Петербурга

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Богданова Н.Е., Главатских М.У. Актуальность службы сопровождение в современном детском саду // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 269541


 

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание оптимальных условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями, способностями. Налицо значительное смещение общественного и государственного интереса в сторону понимания особой значимости периода дошкольного детства и его компетентного педагогического сопровождения. Одной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования в России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития.

Стандартизация дошкольного образования предусматривает учет специфики развития ребенка в этом возрасте: приоритетное развитие базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и, следовательно, предоставление ему широкого выбора видов деятельности при условии индивидуализации образования.

В современной науке и практике все большую популярность приобретает парадигма сопровождения (Е.И.Казакова, С.Г. Косарецкий, Р.В.Овчарова, Т.И.Чиркова,). Учеными признается наличие специфики в реализации педагогического сопровождения в разных видах образовательных учреждений, что обусловлено различиями в образовательных задачах, возможностях и целевых ориентирах конкретной образовательной среды. 

Учреждений, психологическая служба которых работает по принципу сопровождения, немало по всей стране. Актуальность заключается в необходимости проектирования модели педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка в период детства, определения оптимальных условий педагогического сопровождения ребенка в рамках взаимного признания автономии каждого из субъектов общения, построения единого психологического пространства для успешного социально-личностного развития.

Работая с термином «служба», мы были удивлены не найдя ни одного определения этого термина. В нашем случае понятие служба близка к понятию команда. Команда – это тщательно сформированный, хорошо управляемый коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения, решающий все задачи как единое целое. Исходя из этого понятия можно сделать вывод, что служба это – объединение специалистов, направленное на оказание помощи и поддержки, работа службы включает в себя диагностический и проектировочный этапы, а также взаимодействие и получение обратной связи (анализ).

Исследование этимологии термина «сопровождение» в справочной литературе позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями. Одним из таких видов сопровождения становится педагогическое сопровождение, которое, с одной стороны, несет в себе черты социального взаимодействия, но, с другой стороны, имеет свою специфику, проявляющуюся в первую очередь в специфике функций окружающих ребенка других людей. Эта специфика заключается в педагогическом характере сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого ребенка, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения). При этом существуют конкретные социальные роли, которые, например, по отношению к ребенку проявляются в обществе как роли «родителей», «наставников», «руководителей», «учителей», «воспитателей» и т.д. 

В современных исследованиях термин сопровождение рассматривается как 1) процесс сопровождения; 2) метод сопровождения; 3) служба сопровождения. Кроме этого, в работах Е.И. Казаковой, Л.М. Щипициной, О.А. Трофимовой обращается внимание, что близкими понятиями к понятию сопровождение являются понятия обеспечение, помощь. Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Таким образом, можно предположить, что служба сопровождения имеет определенные этапы своей деятельности, вслед за А.А. Архиповой, Е.И. Казаковой, Г.С. Курагиной, И.В. Серебряковой можно выделить: аналитико-диагностический этап, проектировочный этап, этап реализации индивидуального маршрута ребенка, контрольно-оценочный этап, которые позволяют определить последовательность действий службы сопровождения.

Система сопровождения не должна работать исключительно с последствиями несовершенной организации обучения и воспитания, с «педагогическим браком». Не достаточным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса. Сегодня осуществляется переход системы на принципы опережающего (превентивного) сопровождения. Осуществляется поиск форм и способов работы не столько для образования, сколько - с самим образованием: его процессами и участниками.

Мы предполагаем, что работа должна строиться по следующим направлениям: 

1 этап. Знакомство.

Основная особенность этого этапа – осознание. Осознание своего членства в команде, осознание общекомандных целей и задач. Здесь предполагается проводить консультации. Примерная тематика консультаций: «Основные этапы сопровождения детей»; «Организация деятельности служб сопровождения»

2 этап. Конфликт.

Обмен мнениями неизбежно приводит к поляризации различных точек зрения и сопротивлению отдельных членов команды установленным на первом этапе статусным отношениям и нормам. Здесь предполагается проводить деловые игры на сплочение команды и умение работать в ней.

3 этап. Сотрудничество.

Члены команды начинают понимать, что успех зависит только при объединении индивидуальных возможностей каждого специалиста. На данном этапе будет вестись подготовка к консилиуму и его проведение.

4 этап. Результативная работа.

Это этап достижения реальных результатов. Происходит коррекция задач и путей их реализации. Самоанализ. Оценка полученных результатов.

5 этап. Трансформация.

Здесь происходит переход команды на более высокий уровень работы службы сопровождения. Подготовка итоговых документов работы службы сопровождения.

Ожидаемые риски. 

  • Неправильно подобранная команда, педагоги не смогут прийти к единому мнению,
  • Увольнение или болезнь члена службы сопровождения;
  • Формальное отношение к работе службы.

Ожидаемые результаты работы:

  • Построение воспитательно-образовательной, коррекционной работы с детьми на более высоком, качественном уровне;
  • Обеспечение полноценного, гармоничного развития ребенка;
  • Повышение общекультурного уровня воспитателей, обогащение их педагогической компетентности, установление доброжелательных, доверительных отношений между сотрудниками; 
  • Согласованность в работе специалистов, привлечение новых высокопрофессиональных специалистов; 
  • Расширение спектра услуг, их согласованность с образовательными запросами родителей;
  • Повышение рейтинга учреждения и обеспечение его конкурентоспособности. 

Беседа с педагогами ДОУ

Цель: выявить отношение педагогов к организации службы сопровождения детей в условиях детского сада, желание включиться в работу данной службы. 

  1. Что Вы знаете о работе службы сопровождения детей? 
  2. Можно ли на ваш взгляд в условиях детского сада организовать службу сопровождения детей, обоснуйте свой ответ?
  3. Как Вы думаете, какие вопросы призвана решать служба сопровождения в детском саду?
  4. Какие преимущества Вы видите в работе службы сопровождения детей? 
  5. Какие недостатки Вы видите в работе службы сопровождения детей? 
  6. Как Вы считаете, почему для современного детского сада важна организация службы сопровождения детей? 
  7. Какой вид сопровождения детей необходим Вашему учреждению? Обоснуйте свой ответ.
  8. Хотели бы Вы, участвовать в организации и работе службы сопровождения детей вашего учреждения? Если да, то, в каком виде?

 

Анкета для воспитателей.

1. Как осуществляется взаимодействие педагогов, старшего воспитателя и специалистов в вашем учреждении? 

2. Учитывается ли мнение всех специалистов и педагогов? В каких вопросах учитывается? Как часто?

3. Решения принимаются на основе совместного обсуждения вопросов? Обоснуйте свой вариант ответа.

4. Как организованно сотрудничество педагогов между собой?

  1. Тетрадь взаимосвязи между педагогами.
  2. Устное взаимодействие.
  3. Совместное написание планов
  4. Совместное проведение диагностики
  5. Совместное внесение корректив в образовательный процесс

5. Как организовано сотрудничество педагогов и специалистов?

  1. Тетрадь взаимосвязи между педагогами и специалистами.
  2. Устное взаимодействие.
  3. Совместное написание планов
  4. Совместное проведение диагностики
  5. Совместное внесение корректив в образовательный процесс

6. Как осуществляется координация работы специалистов?

  1. Они пишут совместные планы. Которые регулярно обсуждают и вносят необходимые коррективы
  2. Данные сотрудники регулярно встречаются на рабочих совещаниях.
  3. Где происходит регулярное корректирование совместных действий
  4. Корректируют действия раз в три месяца в процессе участия в заседаниях педагогических советов
  5. Ваш вариант: 

7. Напишите слова, выражения, ассоциирующиеся у Вас со службой сопровождения:

8. Ваши пожелания, рекомендации по организации и работе службы сопровождения:

 

Интервьюирование старшего воспитателя

  1. Знакомы ли Вы с понятием «служба сопровождения» детей? Раскройте его.
  2. Как Вы считаете, почему необходимо сопровождение детей?
  3. Создание каких условий Вы считаете необходимым для успешного осуществления службы сопровождения детей?
  4. Как осуществляется в Вашем учреждении сопровождение детей?
  5. Как в вашем детском саду определяется, что данному ребенку необходим тот или иной вид сопровождения? 
  6. Разрабатываете ли Вы диагностические материалы, позволяющие изучить возможности и потребности педагогов ДОУ в осуществлении сопровождения ребенка? 
  7. Каким образом Вы учитываете результаты диагностик для осуществления сопровождения ребенка? 
  8. Как Вы оцениваете успешность деятельности службы сопровождения детей?
  9. Считаете ли Вы необходимым создания интегративной службы сопровождения детей в вашем учреждении? Почему?
  10. Какая информация Вам нужна для создания интегративной службы сопровождения детей в вашем учреждении? 
  11. Имеется ли в Вашем распоряжении необходимая документация для организации службы сопровождения детей? Какая?
  12. Какими материалами Вы пользуетесь в процессе организации службы сопровождения детей? Перечислите их.