Богданова Наталия Евгеньевна
Главатских Маргарита Ульяновна
Заведующий ГБДОУ № 51 Кировского района Санкт-Петербурга
Старший воспитатель ГБДОУ № 51 Кировского Санкт-Петербурга
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Богданова Н.Е., Главатских М.У. Актуальность службы сопровождение в современном детском саду // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 269541
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание оптимальных условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями, способностями. Налицо значительное смещение общественного и государственного интереса в сторону понимания особой значимости периода дошкольного детства и его компетентного педагогического сопровождения. Одной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования в России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития.
Стандартизация дошкольного образования предусматривает учет специфики развития ребенка в этом возрасте: приоритетное развитие базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и, следовательно, предоставление ему широкого выбора видов деятельности при условии индивидуализации образования.
В современной науке и практике все большую популярность приобретает парадигма сопровождения (Е.И.Казакова, С.Г. Косарецкий, Р.В.Овчарова, Т.И.Чиркова,). Учеными признается наличие специфики в реализации педагогического сопровождения в разных видах образовательных учреждений, что обусловлено различиями в образовательных задачах, возможностях и целевых ориентирах конкретной образовательной среды.
Учреждений, психологическая служба которых работает по принципу сопровождения, немало по всей стране. Актуальность заключается в необходимости проектирования модели педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка в период детства, определения оптимальных условий педагогического сопровождения ребенка в рамках взаимного признания автономии каждого из субъектов общения, построения единого психологического пространства для успешного социально-личностного развития.
Работая с термином «служба», мы были удивлены не найдя ни одного определения этого термина. В нашем случае понятие служба близка к понятию команда. Команда – это тщательно сформированный, хорошо управляемый коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения, решающий все задачи как единое целое. Исходя из этого понятия можно сделать вывод, что служба это – объединение специалистов, направленное на оказание помощи и поддержки, работа службы включает в себя диагностический и проектировочный этапы, а также взаимодействие и получение обратной связи (анализ).
Исследование этимологии термина «сопровождение» в справочной литературе позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями. Одним из таких видов сопровождения становится педагогическое сопровождение, которое, с одной стороны, несет в себе черты социального взаимодействия, но, с другой стороны, имеет свою специфику, проявляющуюся в первую очередь в специфике функций окружающих ребенка других людей. Эта специфика заключается в педагогическом характере сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого ребенка, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения). При этом существуют конкретные социальные роли, которые, например, по отношению к ребенку проявляются в обществе как роли «родителей», «наставников», «руководителей», «учителей», «воспитателей» и т.д.
В современных исследованиях термин сопровождение рассматривается как 1) процесс сопровождения; 2) метод сопровождения; 3) служба сопровождения. Кроме этого, в работах Е.И. Казаковой, Л.М. Щипициной, О.А. Трофимовой обращается внимание, что близкими понятиями к понятию сопровождение являются понятия обеспечение, помощь. Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Таким образом, можно предположить, что служба сопровождения имеет определенные этапы своей деятельности, вслед за А.А. Архиповой, Е.И. Казаковой, Г.С. Курагиной, И.В. Серебряковой можно выделить: аналитико-диагностический этап, проектировочный этап, этап реализации индивидуального маршрута ребенка, контрольно-оценочный этап, которые позволяют определить последовательность действий службы сопровождения.
Система сопровождения не должна работать исключительно с последствиями несовершенной организации обучения и воспитания, с «педагогическим браком». Не достаточным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса. Сегодня осуществляется переход системы на принципы опережающего (превентивного) сопровождения. Осуществляется поиск форм и способов работы не столько для образования, сколько - с самим образованием: его процессами и участниками.
Мы предполагаем, что работа должна строиться по следующим направлениям:
1 этап. Знакомство.
Основная особенность этого этапа – осознание. Осознание своего членства в команде, осознание общекомандных целей и задач. Здесь предполагается проводить консультации. Примерная тематика консультаций: «Основные этапы сопровождения детей»; «Организация деятельности служб сопровождения»
2 этап. Конфликт.
Обмен мнениями неизбежно приводит к поляризации различных точек зрения и сопротивлению отдельных членов команды установленным на первом этапе статусным отношениям и нормам. Здесь предполагается проводить деловые игры на сплочение команды и умение работать в ней.
3 этап. Сотрудничество.
Члены команды начинают понимать, что успех зависит только при объединении индивидуальных возможностей каждого специалиста. На данном этапе будет вестись подготовка к консилиуму и его проведение.
4 этап. Результативная работа.
Это этап достижения реальных результатов. Происходит коррекция задач и путей их реализации. Самоанализ. Оценка полученных результатов.
5 этап. Трансформация.
Здесь происходит переход команды на более высокий уровень работы службы сопровождения. Подготовка итоговых документов работы службы сопровождения.
Ожидаемые риски.
Ожидаемые результаты работы:
Беседа с педагогами ДОУ
Цель: выявить отношение педагогов к организации службы сопровождения детей в условиях детского сада, желание включиться в работу данной службы.
Анкета для воспитателей.
1. Как осуществляется взаимодействие педагогов, старшего воспитателя и специалистов в вашем учреждении?
2. Учитывается ли мнение всех специалистов и педагогов? В каких вопросах учитывается? Как часто?
3. Решения принимаются на основе совместного обсуждения вопросов? Обоснуйте свой вариант ответа.
4. Как организованно сотрудничество педагогов между собой?
5. Как организовано сотрудничество педагогов и специалистов?
6. Как осуществляется координация работы специалистов?
7. Напишите слова, выражения, ассоциирующиеся у Вас со службой сопровождения:
8. Ваши пожелания, рекомендации по организации и работе службы сопровождения:
Интервьюирование старшего воспитателя