Использование современных образовательных технологий на индивидуальных занятиях по развитию слуховой функции и формированию произношения у учащихся с нарушениями слуха

Поликарпова Елена Юрьевна

Учитель начальных классов, БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху", г. Грязовец Вологодская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Поликарпова Е.Ю. Использование современных образовательных технологий на индивидуальных занятиях по развитию слуховой функции и формированию произношения у учащихся с нарушениями слуха // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 266096


 

В нашей школе обучаются дети, которые имеют разную степень и характер нарушения слуха; время его возникновения; разнородный уровень речевого и психофизического развития; дополнительные отклонения в развитии. В связи с этим у детей определяются различные возможности в овладении произносительными навыками и развитии нарушенной слуховой функции. Как показывает практика работы с учащимися с нарушениями слуха, формирование произношения и коррекция недостатков требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей с нарушениями слуха. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Важно отметить, что для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объема памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов.

В наше время школа постоянно находится в поиске новых методов, приемов, технологий, которые помогли бы сделать учебно-воспитательный и коррекционный процесс более результативным и интересным.

Исходя из этого, возникают разнообразные подходы к пониманию технологической составляющей в организации образовательного процесса. Современной школе требуется не одна педагогическая технология, а целый комплекс. Это необходимо как ученику, так и педагогу. Понятие «технология» универсально: в отличие от конкретной методики технология может быть применима на самых разных учебных уроках и занятиях.

Игровые технологии в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как способствуют реализации коммуникативных интересов учащихся. Использование игровых технологий на индивидуальных занятиях по РНСФ и ФП стимулирует познавательную активность детей, самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы; позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем- либо. Игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной культуры благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Проблемно-диалогическое обучение – это такой тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися с помощью диалога, специально организованного учителем. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, благодаря которым ученики «проходят» через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог предлагает задания, которые позволяют детям пройти еще через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Следовательно, при проблемно-диалогическом обучении ученик осуществляет полный путь творческой деятельности. Как показывает практика, творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, дает положительный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность. На индивидуальных занятиях по РНСФ и ФП благодаря проблемно-диалогической технологии ученик учится самостоятельно решать проблемные ситуации, добывать знания, которые потом использует для решения новых познавательных и практических задач. Учащиеся приобретают коммуникативные навыки и умения, отвечая на проблемные вопросы учителя, знакомятся с разными точками зрения на одну проблему.

Реализовывать эти образовательные технологии на практике и делать их еще более эффективными и интересными позволяют информационно-коммуникационные технологии. Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей. С помощью компьютерных программ для индивидуальных занятий по РНСФ и ФП создаются мультимедийные презентации для автоматизации звуков, работы над ритмико-интонационной структурой. На каждый изучаемый звук подобраны профили произношения звуков, картинки для закрепления звуков во всех позициях, для дифференциации сходных по артикуляции звуков, речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков.

С помощью мультимедийных презентаций на индивидуальных занятиях по РНСФ и ФП сочетаются элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал представлен в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, компьютерная анимация и другие. Применительно к занятиям по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произношения (РНСФ и ФП) возможности этой программы очень велики, и, в первую очередь, позволяют мотивировать детей с нарушениями слуха к выполнению трудных для них видов деятельности, в частности, правильному произношению звуков, воспроизведению ритмико-интонационной структуры.

Информационные технологии позволяют индивидуально для каждого учащегося подбирать дидактический материал в соответствии с возможностями детей, задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться.

На занятиях используются различные упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия» и др.) памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключение, и т.д.), воображения и других психических процессов.

В презентацию включаются вопросы, тесты, дидактические игры разного уровня сложности, что позволяет актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить навыки, сведения, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход к учащимся. Также, использование на слайде речевого материала высказывания педагога способствует более точному восприятию устной речи, а педагогу облегчает подготовку к занятию.

С помощью компьютерных программ в своей работе создаем различные слухо-речевые игры, ребусы, кроссворды, проведение которых носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно целям проведения этих игр, но еще и развитие внимания, мышления, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.

Информационно-коммуникационные технологии в работе по формированию произносительной стороны речи у учащихся с нарушениями слуха повышают познавательный интерес к занятию и развитию устной речи; мотивируют школьников к выполнению трудных для них видов деятельности (правильному произношению звуков, воспроизведению ритмико-интонационной структуры речи); позволяют подбирать для учащихся задания с учетом их слухо-речевых возможностей, структуры нарушения, познавательных интересов детей.

 

Литература

  1. Александровская М.А. Применение наглядности при обучении глухих детей произношению // Специальная школа. 1967. №1. С. 7-11.
  2. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. 1993. №12. С. 14.
  3. Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности // Начальная школа. 2004. №11. С. 24-29.
  4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. 1998. №1. С. 47-55.
  5. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. 1994. №6. С. 59-62.