Образовательная технология "ТИКО-моделирование"

Зарипова Лилия Маратовна

Воспитатель, МАДОУ Детский сад 233, г. Уфа

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Зарипова Л.М. Образовательная технология "ТИКО-моделирование" // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 255150


 

Современный ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализуются и совершенствуются в конструировании. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как все устроено. Благодаря конструкторам есть возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Сегодня в этом нам помогает ТИКО. Что же это такое?

ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Мы же расшифровываем эту аббревиатуру как:

  • Творчество;
  • Интеллект;
  • Командная работа;
  • Оригинальность мышления.

В настоящее время ТИКО-технология значима в свете внедрения ФГОС. Обусловлено это тем, что она является отличным средством для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально- коммуникативное развитие). Также, в режиме игры позволяет сочетать образование, воспитание и развитие. Формирует познавательную активность, навыки общения и сотворчества и способствует воспитанию социально-активной личности. А также объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

Инновационность ТИКО–технологии заключается в наглядности перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Благодаря данному конструктору легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида). Также он дает возможность конструировать бесконечное множество фигур: от коврика, стула до космического корабля, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.

Цели: формирование пространственных и зрительных представлений у дошкольников; повышение образовательного уровня за счет обучения ТИКО–технологии; формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.

Задачи, решаемые при использовании ТИКО

  • основам технического творчества: конструирования, легоконструирования,  техномоделирования, робототехники;
  • формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования;
  • •развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки)через формирование практических умений;
  • развитие высших психических функций, таких как: мышление, речь, внимание, воображение, память, логика, познавательная и творческая активность;
  • развитие умения мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных задач с разными вариантами ответов;
  • воспитание личностных качеств: трудолюбие, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач, целенаправленность, умение сотрудничать с другими людьми.

Существует несколько разновидностей ТИКО. Таких как:

«Малыш», «Класс», «Фантазер», «Школьник», «Геометрия», «Азбука», «Шары, «Арифметика», «Архимед», «Грамматика».

По формам обучения конструирование классифицируют на:

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Конструирование по моделям заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Её необходимо воспроизвести из имеющегося у них строительного материала Таким образом, ребенку предлагается определенная задача, но не дается способ ее решения.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Конструирование по теме – это форма конструирования, которая очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае заострения их внимания на одной и той же теме.

Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия)и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.

Классификация методов обучения (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)

Информационно – рецептивный включает в себя приемы рассматривания и показа образца воспитателя.

Вместе с конструктором ТИКО мы играем в сюжетно-ролевые игры, инсценируем сказки, проводим развивающие занятия по математике, познавательному развитию, конструированию, обучению грамоте и развитию речи с мультимедийным сопровождением.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.