Игры по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Косых Галина Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ №2 «Детский сад «Колосок», г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Косых Г.А. Игры по социально-коммуникативному развитию дошкольников // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 253767


 

Пути развития социально-коммуникативной компетентности ребенка – это обогащение содержания и способов общения взрослых с детьми и амплификация специфических видов деятельности. При этом ведущим видом деятельности остается игра. Игра является незаменимым методом в работе с детьми, так как для дошкольников отыгрывать свой опыт и чувства – это наиболее естественный способ исследования реального мира и ориентации в нем.

Содержанием игры выступают:

ценностные отношения детей к миру (они проживаются). В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Решающую роль в этом играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей. Например, в ставшей уже традиционной игре «Паутинка», формируются чувство доверия воспитанников друг к другу. Упражнения «цветик-семицветик», «Солнечный зайчик», «Тридесятое царство» из книги Л. Стрелковой «Войди в тридесятое царство» помогают детям понять чувства героев.

Как часть НОД можно использовать такие игры «Дружат – не дружат», «Найди свой домик», «Цветок дружбы».

Вырабатывать умения детей взаимодействовать с миром помогают такие упражнения как «Чашка доброты», «цветик-семицветик», «На плоту», «Покупка в магазине» «Терем- теремок», «Три желанья».

Знания, умения, отношения – вот содержание воспитательного процесса. Основное содержание – ценностные отношения, те отношения к наивысшим ценностям жизни, присутствие которых в жизни гарантирует достойное ее протекание.

Знание мира и умение взаимодействовать с миром выступают как средство ценностного отношения к миру.

Это отношение, во-первых, проживается каждым участником игры. Во-вторых, осмысливается каждым участником игры, в-третьих, проецируется в сознании каждого участника игры в форме адекватного способа жизни. Рефлексия, завершающая занятие, подтверждает сказанное. Дети обычно говорят: «Мне было интересно и хорошо… Я понял, что.. Теперь я постараюсь….» 

Для создания наилучшей психологической атмосферы предлагаю использовать такие приемы:

- обращение к детям, подчеркивающие уважительность педагога к воспитанникам (мои дорогие, уважаемые мыслители, умники и умницы…)

- проявление заботы об устройстве всех детей для предстоящей работы (всем ли удобно, все ли хорошо расположились)

- персональные вопросы воспитанникам (как ты себя чувствуешь? Какое у тебя настроение? Что ты думаешь?)

- педагогическая мизансцена занятий, располагающая к общению и принятию каждого воспитанника занятия как ценность (полукруг, круг, свободное расположение).

- предвосхищающая положительная оценка в виде высказываний: «У тебя все получится», «Я верю, что ты справишься».

На занятиях в качестве ведущих использую игровые технологии. Занятия, в которых дети «помогают» различным героям, «спасают», «выручают» из беды, воспитывают у детей отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения к другим в поведении и поступках.

Формировать у воспитанников взаимодействие, положительное самоощущение помогают игры Л.В. Чернецкой - «Волшебный стул», «Разноцветный букет», «Пирамида любви», «Солнечный зайчик»;

-формировать адекватную самооценку, умение разглядеть положительные качества в людях – игры О.В. Хухлаевой «Передай апельсин», «Угадай, о чем я мечтаю», «Снежинки»;

-формировать взаимопонимание – игры Н.Е. Щурковой «С кем я подружился», «Чашка с разных сторон», «Я знаю пять имен своих друзей»;

-развивать у детей умение сотрудничать - игры Н.П. Слободяник «Цветок дружбы», «Я хочу с тобой подружиться», «Настоящий друг в нашей группе», «Сложи картинку».

Научить детей мирным способом разрешить конфликт, уметь договориться помогает замечательная игра «Коврик мира». Так же для этих целей подойдут игры на сплочение: «Объятия», «Кто позвал тебя, узнай», «Аплодисменты по кругу» и др.

С помощью проблемных ситуаций учим детей договариваться, выполнять правила, расширяю словарный запас в области чувств и эмоций, формирую личные качества:

«У тебя сегодня хорошее настроение, почему?»

«Нужно ли дружить: с неряхой, с драчуном, с плаксой?»

Практические проблемные ситуации: «Как быть?», «Что делать?», «Что может случиться, если ударишь своего друга?», «Можно или нельзя» создаются для того, чтобы пробудить у детей отзывчивость, готовность найти правильное решение. Например, надо уступить карандаш или договориться, кто будет отвечать первым. Так ребенок приобретает позитивный опыт совместных действий.

Практическая ситуация «Научи своего друга тому, что умеешь сам» побуждает детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи, сотрудничеству, освоению новых способов поведения в различных ситуациях общения.

Развитию эмоционального благополучия ребенка эффективно помогают:

Д/и «Встреча эмоций», «Классификация чувств», где дети мирят эмоции, раскладывают их на «хорошие» и «плохие». «Хорошо-плохо»,«Лесенка доброты» - определяют эмоциональные состояния по картинам, «узнают» эмоции, характеры героев.Художественные произведения: рассказы В. Овсеевой, Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», Л. Толстой «Два товарища», С. Михалков «Хорошие товарищи», Э. Шимма «Брат и младшая сестра» - помогают детям сравнить свои переживания с переживаниями героев.