Кудрявцева Екатерина Олеговна
Дорохова Татьяна Сергеевна
Воспитатель, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, МАДОУ "Детский сад "Ромашка", г. Советский, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Кандидат педагогических наук, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кудрявцева Е.О., Дорохова Т.С. Создание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 253247
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы создания инклюзивной среды в системе дошкольного образования. Обращается внимание на основные ресурсные требования к реализации инклюзивного образования в ДОУ. Представлен опыт реализации инклюзивного образования на примере МАДОУ «Ромашка» г. Советский Тюменской обл. Ханты-Мансийского автономного округа, где в течение последних лет внедряется проект «Мы знаем, где живет добро».
Ключевые слова. Инклюзия,инклюзивная среда, инклюзивное образование, дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с основными нормативными документами (закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) одной из приоритетных задач дошкольного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей дошкольного возраста. В связи с этим происходят существенные изменения в подходах к развитию и социализации личности детей с ОВЗ, в качестве основной целевой установки рассматривается создание условий для успешного развития и социализации каждого ребенка (независимо от способностей, достатка, здоровья) на каждой ступени образования. Актуальной является проблема создания условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством развития инклюзивного образования.
В данном случае под социализацией понимается процесс, во-первых, усвоения личностью социального опыта, осуществляющийся как стихийно, так и целенаправленно (посредством воспитания и обучения); во-вторых, воспроизведения усвоенного и позитивной самореализации на основе усвоенного.
Понятие «инклюзивное образование» раскрыто в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2 п.27 ФЗ №273). Это «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Реализация инклюзивного образования предполагает создание условий, включающих:
- нормативно-правовые основы;
- программно-методическое сопровождение;
- обеспечение современными техническими средствами обучения;
- формирование толерантного отношения со стороны социума;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
С 2015 года МАДОУ «Детский сад «Ромашка» является федеральной экспериментальной площадкой Уральского государственного педагогического университета по инновационному направлению деятельности «Создание инклюзивной среды в дошкольной образовательной организации». В рамках деятельности экспериментальной площадки был проведен межрегиональный семинар с международным участием (2016 г.), в результате которого педагоги приобрели практические навыки планирования и проведения образовательного процесса, режимных моментов, индивидуальной работы с детьми с особыми потребностями.
С 2017 года детский сад стал региональным опорным образовательным центром для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На данный период в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Ромашка» функционируют шесть групп компенсирующей направленности, в которых воспитывается 66 детей с особыми образовательными потребностями, в том числе 25 детей – инвалидов.
В виду увеличения количества детей с ОВЗ на территории Советского района и, в частности, в детском саду «Ромашка», а также для удовлетворения потребностей родителей на право обучения и воспитания детей данной категории в условиях дошкольного учреждения, педагогическим коллективом разработан проект «Мы знаем, где живет добро», который дает возможность педагогам реализовать право выбора методов, форм, технологий образования детей с особыми потребностями.
Цель проекта: создание в дошкольном образовательном учреждении условий для разностороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их позитивной социализации.
Новизна проекта заключается в систематизации подходов к организации единой инклюзивной среды в ДОУ, способствующей достижению цели проекта.
Задачи:
Проект «Мы знаем, где живет добро» долгосрочный, практико – ориентированный, реализуется в МАДОУ «Детский сад «Ромашка» с 2015 года и рассчитан на 3 года.
На основе проблемно-ориентированного анализа внутренней и внешней среды педагогическим коллективом разработан план действий, нацеленный на удовлетворение завтрашнего социального заказа на образование, с учетом направлений развития муниципальной системы образования.
Проект построен на основе учета ресурсных возможностей учреждения, прежде всего кадровых и материально-технических, которыми оно обладает.
После выявленных проблем, среди которых ключевыми стали: отсутствие в практике работы педагогов современных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие детей с ОВЗ и эффективной модели взаимодействия с родителями.
Для реализации проекта была разработана модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения.
Вариативность развивающей среды нашего учреждения, наличие разнообразных центров детской деятельности, в которых присутствуют пособия, игры для различных категорий детей, сенсорная комната, бассейн, изостудия, горница, музыкальный, физкультурный, тренажерный залы, музей боевой славы, фитобар, физиотерапевтический кабинет и др., позволяют решать разнообразные образовательные и коррекционно-развивающие задачи, направленные на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала каждого ребенка.
С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно с развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого ребенка.
В МАДОУ «Детский сад «Ромашка» педагоги ищут наиболее эффективные пути усовершенствования воспитательного процесса, способы повышения мотивации к обучению и результативности обучения и воспитания рассматриваемой категории детей.
Использование современных технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами способствует компенсаторному развитию определенных функций организма, облегчению социализации рассматриваемой категории детей и приводит к:
- повышению работоспособности, выносливости детей;
- развитию психических процессов, эмоциональной сферы детей;
- формированию, развитию двигательных умений и навыков;
- развитию общей и мелкой моторики.
Реализация проекта предполагает многообразие используемых форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- интегрированные занятия. Данные занятия в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать делать выводы эмоционально развивают детей;
- индивидуальные занятия со специалистами. Основной целью является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы. В индивидуальной работе специалисты помимо основных коррекционных методов используют адекватные особенностям ребенка приемы телесно ориентированной терапии, нестандартные методы изобразительной и игровой деятельности.
Образовательная деятельность, мероприятия проводятся в игровой форме, малыми группами по 2-3 ребенка и индивидуально, длительностью не более 20 минут. Педагоги, сами варьируют время, проведения коррекционно-развивающих занятий в соответствии с индивидуальными особенностями и психофизическими возможностями детей.
- Привлечение к участию совместно с родителями в разнообразных мероприятиях, проводимых в дошкольной образовательной организации (тематических и спортивно-оздоровительных мероприятиях, творческих конкурсах и выставках);
- включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в игровую деятельность с нормотипичными детьми:
- организация разнообразного досуга, праздников, развлечений;
- организация режимных моментов.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов строится на основе адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка, индивидуальных программ реабилитации (абилитации) (ИПРА) ребенка инвалида, разработанных в соответствии с нормативно-правовыми документами, с учетом рекомендаций Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Советского района (ТПМПК).
Содержание индивидуальной программы у детей отличается объёмом, степенью сложности для каждого ребенка. Варьируются методы, приёмы, способы организации образовательного процесса. Содержательное наполнение корректируется в соответствии с социальными и образовательными запросами детей и их родителей.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения педагогами разработаны индивидуальные тетради для развития сенсорных и практических навыков.
Закон об образовании предусматривает особые случаи, в частности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Ориентируясь на обучение детей данной категории, педагоги МАДОУ д/с «Ромашка» организуют обучение детей с особыми потребностями по адаптированным образовательным программам на дому. В нашем учреждении 3 ребенка с надомным обучением.
К основным методам организации надомного обучения относятся: беседа, рассказ, объяснение, показ, методы работы с компьютером или планшетом, самостоятельная работа, демонстрация способов действий и т.д.
Таким образом, задачи инклюзивного образования могут быть дифференцированы по трем уровням: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
Специалисты оказывают квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создают условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка; помогают близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребёнка среду; выявляют, раскрывают и поддерживают положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком; формируют уверенный и спокойный стиль воспитания.
Реализация проекта позволяет совершенствовать условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и выражается в достижении следующих показателей.
1. Повышение квалификации педагогов и сотрудников МАДОУ по работе с детьми с особыми образовательными потребностями посредством:
- прохождения курсов повышения квалификации по направлению «Инклюзивная практика в дошкольном учреждении» – 4 человека;
- прохождения курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» – 77 человек;
- прохождения профессиональной переподготовки по направлению «Психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» – 5 человек;
- прохождения курсов повышения квалификации по направлениям: «Расстройство аутистического спектра», «Умственная отсталость», «Детский церебральный паралич», «Интеллектуальные нарушения» – 12 человек;
- участия в работе районных и региональных методических семинаров, проблемной группе по направлению «Создание инклюзивной среды в ДОО»;
- участия в работе научных мероприятий разного уровня (круглые столы, конференции, форумы) по проблемам развития инклюзивного образования в России;
- принятия в штат новых специалистов: тьютор – 2 человека, учитель-дефектолог – 2 человека, инструктор по лечебной физкультуре – 1 человек, педагог дополнительного образования – 1 человек, ассистент помощник –1 человек.
2. Усовершенствование материально-технической и информационной базы произведено за счет приобретения оборудования для оздоровительных мероприятий:
- приобретен аппарат для кислородного коктейля, 2 ингалятора, в проекте создание соляной комнаты;
- значительно увеличилось количество приобретенного интерактивного оборудования;
- специального оборудования: детские планшеты – 5 штук; регулируемый стул на колесиках для детей до 7 лет – 1 шт.; опора для сидения за столом на колесиках – 1 шт.; ходунки – 1 шт.; детская инвалидная коляска – 4 штуки;
- информационно-тактильные знаки: наклейки на поручни тактильные; пиктограммы и знаки информационно тактильные рельефные;
3. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вовлечение родителей в жизнь группы и детского сада посредством организации их участия в мероприятиях различной направленности.
4. Осуществляется взаимодействие с социальными партнерами посредством заключения договоров, разработки и реализации совместных социальных проектов, участия в культурно-досуговых мероприятиях и других видах совместной деятельности. (по правовому консультированию, оказание реабилитационных и медицинских услуг, воспитанию и обучению детей, их социализации в обществе) ( «Солнышко», «Ирида», «Берегиня», «Кедр», «Олимп», СЦРБ, Библиотека, школы города, председатель общественной организации «Детство без границ»)
5. После завершения дошкольного образования не все дети с ограниченными возможностями здоровья продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу, успешно обучаются и активно участвуют в жизни школы.
В рамках преемственности с общеобразовательными организациями педагоги принимают активное участие в заседаниях круглого стола по обсуждению адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению, ПМПк и других мероприятиях.
Показателем социализированости детей с ОВЗ и детей-инвалидов является успешная адаптация выпускников МАДОУ «Детский сад «Ромашка». За 3 года адаптированность выпускников составляет 92%, успеваемость на «4» и «5» - 73%, классно-урочная форма обучения у 75% воспитанников.
Коллектив регулярно доказывает возможность тиражирования собственного опыта посредством выступления на научно-практических мероприятиях разного уровня
- на муниципальном уровне:
Трансляция накопленного опыта реализуется посредством также посредством публикаций в научной и учебно-методической литературе.
Подводя итог вышесказанному еще раз обратим внимание на то, что создание инклюзивной среды в ДОУ возможно только при условии реализации комплексного подхода к решению задач инклюзивного образования в психологическом, методическом, информационном, материально-техническом аспеетах; единой направленности деятельности всех субъектов образовательного процесса (в том числе родителей нормотипичных детей и детей с особыми потребностями в развитии).
Литература: