Роль концертмейстера в подготовке учащихся музыкальной школы к публичным выступлениям

Ковалева Анастасия Николаевна

Концертмейстер, НГДМШ им. П.И.Чайковского, г. Великий Новгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ковалева А.Н. Роль концертмейстера в подготовке учащихся музыкальной школы к публичным выступлениям // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 250946


 

Учащийся и концертмейстер – артисты, которые всегда выступают вместе. Большинство произведений, написанных для различных инструментов (скрипка, виолончель, флейта, кларнет и т.д.), предполагают их исполнение с аккомпанементом. Очень малая доля музыкальных пьес написана для инструментов solo и такие пьесы рассчитаны на высокий уровень мастерства исполнителя, соответственно в музыкальной школе играются учениками редко. Учащиеся и концертмейстер на протяжении всех лет обучения активно сотрудничают не только в процессе уроков, но и в моменты академических концертов, мастер классов, конкурсов. Поэтому так важно качество этого творческого дуэта, творческого союза – взаимопонимание, общность творческих взглядов и задач. 

Мне бы хотелось поделиться приемами, которые мы применяем с учащимися для подготовки и успешного «прохождения» публичных выступлений. К чему-то мы приходим интуитивно, что-то применяем из общей практики (не связанной только с музыкой) – коучинговые техники, новации из области психологии.

Наверное, все люди подвержены волнению перед выступлением и в процессе него. Задача музыкантов – не исключить волнение на 100%, а уметь «охладить» его, если оно зашкаливает, и главное, обернуть его в свою пользу. Как это сделать? Важно обсудить с учащимися эту тему заранее – саму тему волнения. Этому можно посвятить один из классных часов, создав условия для равной дискуссии между педагогом, учащимися и концертмейстером, можно организовать беседу с конкретными учениками-артистами накануне выступления.

Вот какими могут быть главные тезисы такой беседы:

  • волнение – это нормально. Оно как раз должно быть и у творческого человека тем более, волнение – признак неравнодушия к тому, что ты делаешь. Ведь само по себе творчество – выражение эмоций, чувств, в том числе взволнованности и трепета;
  • волноваться нужно не по поводу самого факта выступления перед аудиторией, а по поводу как лучше «донести» замысел композитора и самих исполнителей (учащегося и концертмейстера), содержания произведения, которое играешь;
  • используйте метод «светофора». Например, красный свет – если еще полтора часа до выступления, я могу позволить себе волноваться;
  • за час до выступления – «переключаемся на желтый свет», т.е. нервничаю, но уже начинаю детально сосредотачиваться на выступлении – о чем я буду играть, как я с концертмейстером выхожу /ухожу со сцены;
  • «зеленый свет» – я полностью сосредоточен на предстоящем выступлении, включаю внутри себя свет вдохновения и желания играть, творить совместно с концертмейстером на сцене.

Временные рамки и условия того или иного цвета, конечно, варьируются в опоре на возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Теперь, когда вы заранее обговорили эти моменты с учениками, важно понимать, что нужно не только отсутствие чрезмерного волнения, но и присутствие особого настроения для успешного публичного выступления. Настройте ученика, что выступление – это долгожданный итог ваших совместных творческих поисков, которыми хочется поделиться. Это праздник: вы - участники своеобразного праздника (концерты и, правда, часто приурочены к каким-нибудь праздникам), будь то концерт или конкурс, вы будете нарядно одеты, вы хотите порадовать игрой себя и окружающих, и вы уверены, что праздник получится. 

Про уверенность тоже хочется сказать отдельно. Кому-то из учащихся, да и самому концертмейстеру, возможно пригодится «техника маски». «Оденьте» маску уверенного себя или вашего любимого музыканта и ходите в ней накануне и даже, возможно, в процессе выступления.

Можно применять и метод визуализации – один из любимых и распространенных методов в коучинге. Представьте свое выступление, соберите зрительно все звенья цепочки: 

  • выход на сцену
  • настрой на характер произведения
  • взгляд на концертмейстера
  • исполнение (услышьте внутренним слухом свое исполнение)
  • поклон и уход со сцены. 

Сфокусируйтесь на том, что всё получилось хорошо и вы довольны своим выступлением. 

Метод визуализации можно применять не единожды, а несколько раз – как только чувствуете, что выучили произведение должным образом. Особенно полезен такой подход в плане готовности к неожиданным выступлениям – часто по плану не предвидится выступлений или они намечены на конкретные числа, а планы могут меняться, артист должен быть готов всегда и, как говорится, по всем фронтам.

Также полезно объяснить учащимся, что человек смотрит по-разному на одну и ту же ситуацию. Ваши эмоции и, в том числе, степень волнения зависят только от вас. Здесь пригодится известное выражение: «Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней». Посмотрите с учениками фрагмент фильма «Кристофер Робин», где Винни, Ослик, Тигра перечисляют, что они видят в окне поезда. Каждый из них называет разные эмоции, хотя пейзаж и ситуация у них одна и та же. Показательный, запоминающийся и понятный пример для детей.

Все вышеописанные приемы и методы нужно применять аккуратно, наблюдательно, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей ученика. Также несмотря на союз «ученик – концертмейстер» не забывайте, что целесообразность той или иной подготовки необходимо предварительно обсудить только концертмейстеру и педагогу по инструменту. После такого диалога вы можете решить – как, кто и когда будет участвовать в моральной подготовке учащегося к выступлению.