Хмелевских Наталья Анатольевна
Дусаева Сания Тлеубаевна
Воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 "ОЦ ЛИК" детский сад № 16, Самарская область, г. Отрадный
Воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 "ОЦ ЛИК" детский сад № 16, Самарская область, г. Отрадный
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Хмелевских Н.А., Дусаева С.Т. Использование инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 249497
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»
Л. С. Выгодский
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения.
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
В посвященных развитию связной речи исследованиях П. И. Тихеевой, А. П. Усовой, О. И. Соловьевой и других ученых отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения.
Имея большой педагогический опыт работы в дошкольном образовании, мы пришли к заключению, что речь играет огромную роль в становление ребенка как личности.
В настоящее время использование инновационных технологий в работе по формированию речи у детей становится все более актуальным, т. к. эта система методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижения позитивного результата за счёт динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности.
Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста это научить говорить связно и выразительно. Ребенок в повседневной жизни говорит много, а стоит спросить его о чем- то, рассказать или пересказать, сразу возникают трудности. Важно научить его правильно формулировать свою мысль и понимать основной сюжет.
Мы разработали систему работы по развитию связной речи, которая была представлена на «Ярмарке педагогических инноваций» и нашла отклик коллег.
Предлагаемые в нашей работе методы, приемы и средства по формированию связной речи у дошкольников позволяют значительно обогатить словарь детей, помогают в развитии ассоциативного мышления, способствуют развитию их диалогической и монологической речи; учат детей последовательно, осмысленно, составлять разные типы предложений, способствуют развитию у дошкольников словотворчества, умения составлять творческие рассказы и сказки, также дают возможность систематически и последовательно организовывать речевую работу с детьми на каждом возрастном этапе.
Обучение детей проводится с помощью графических зарисовок и символов, что помогает быстро запоминать и воспроизводить, а также выстраивать логический, последовательный, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность.
Осуществляется взаимосвязь речевых задач, которые на каждом возрастном этапе существуют в разнообразных сочетаниях. Работа проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня.
Данная система работы рассчитана с младшей группы до подготовительной группы.
В младшем группе работа направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, развитие памяти, внимания (заучивание потешек, стихов, разгадывание загадок, логометрические игры и упражнения, моноквадраты).
В средней группе проводится работа со знакомством слова, его многозначностью (речевые игры, монодорожки, синквейны, метод «Круги Эйлера»).
В старшей группе составление описательных рассказов с опорой на наглядность (с помощью таблиц, схем, сказкотеропия).
В подготовительной группе много времени уделяется интеллектуальным картам, обучение творческому рассказыванию.
В своей работе мы используем методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения), а также инновационные технологии: логоритмика, «синквейн», монотехника, метод «Интеллектуальных карт», метод «Круги Эйлера», сказкотерапия.
Метод «Синквейн» состоит в том, что сочинения нерифмованного стихотворения из пяти строк происходит по определённым правилам.
Его форма напоминает елочку.
В чём же его эффективность и значимость?
Из личных наблюдений замечено, что сначала не всем детям нравится составление «синквейна», т.к. работа над ним требует определённого осмысления, словарного запаса, умения выражать свои мысли. Но постепенно, дети привыкают к правилам написания нерифмованных стихотворения, а их составление превращается в игру.
Много времени в своей работе уделяем мнемотехнике «искусство запоминания». Работу выстраивается от простого к сложному. Сначала знакомимся с мнемоквадратами, это изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простое предложение.
Затем переходим к мнемодорожкам, которые состоят из 3–4 символов, можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. И заключительный этап - мнемотаблицы, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В своей работе мы используем различные картинки и предметы. В первую очередь, дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения.
Интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
В чем же полезность этих интеллектуальных карт?
В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Данный метод является универсальным способом познания окружающего.
Графический метод «Круги Эйлера», способствует развитию умения сравнивать объекты, находить общее и различие в их строении. Ребёнок овладевает следующими элементами логических действий.
Например:
Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяют сначала их сходства, а затем различия.
Метод сказкотерапии – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.
Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
Возможности сказкотерапии уникальны, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
Эффективность работы в большей степени заключена в том, что дидактические задачи представлены в форме игровых заданий, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к речевой деятельности. Общение происходит по схеме: «взрослый – ребенок», «ребенок - ребенок», что позволяет детям адаптироваться в речевой среде.
Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Педагог должен воспитывать своей речью.
Литература: