Бурганова Алсу Рамилевна
Педагог-организатор, МБОУ "СОШ №26" НМР РТ, Нижнекамск, Татарстан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Бурганова А.Р. Актуальные проблемы совершенствования системы управления ДОО в условиях реализации ФГОС // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 247542
Исследование системы управления ДОО проводилось на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» г. Нижнекамск.
Проведенный анализ деятельности показал, что учреждение достаточно стабильно в своей деятельности. Так, количество дошкольников имеет тенденцию к росту, в 2017 году по сравнению с 2016 годом число дошкольников дошкольного образовательного учреждения увеличилось на 16 человек и достигло показателя 303 человека, что говорит о востребованности в услугах данного учреждения.
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» самостоятельно в формировании своей структуры и содержит в своей структуре подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и реализуемой образовательной программы, формы обучения и режима пребывания воспитанников [2].
Проанализировав систему управления кадрами в МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» было выявлено, что педагоги стремятся повысить свой профессиональный уровень с учетом требований ФГОС ДО, но необходимо проявлять большую активность в самообразовании, продолжать работать в режиме интернет-технологий, в информационной системе «Электронное образование в Республике Татарстан», размещать свой опыт работы и достижения в личном кабинете, повышать квалификационный уровень.
Выявленные высокие значения коэффициента текучести кадров (19,7% в 2017 г.) в МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» свидетельствуют о неэффективности кадровой политики учреждения и нестабильности работы учреждения в целом за счет частой смены кадров, что отрицательно может сказаться на показателях образовательной деятельности и показывает, что учреждению ежегодно требуется привлекать новых сотрудников, а соответственно требуется затрачивать дополнительные денежные средства на их профессиональное обучение и подготовку кадров.
Для более полного анализа системы управления МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» и выявления существующих недостатков был также проведен анализ коммуникативной связи ДОО с родителями, управления материально-техническим обеспечением и нормативно-правовой базой.
В целом можно отметить высокий процент удовлетворенности деятельностью МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» среди опрошенных родителей, что позволяет сделать вывод, что созданная система управления работой ДОО позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы родителей. Вопросы, на которые родители затруднялись ответить были вынесены на дополнительное анкетирование, чтобы наиболее полно изучить потребность родителей, выявить конкретные недостатки, и в дальнейшем вести работу по улучшению того и иного направления деятельности ДОО. Поскольку родители являются полноправными участниками образовательного процесса, их мнение должно учитываться при организации деятельности ДОО.
Таким образом, анализ системы управления МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» показал, что существуют следующие недостатки в работе ДОО:
- высокая текучесть кадров, которая свидетельствуют о неэффективности и нестабильности работы учреждения;
- некоторые родители недостаточно владеют информацией об организации учебно-воспитательного процесса в ДОО;
- родители трудно и болезненно воспринимают период адаптации детей к ДОО;
- недостаточно оснащена развивающая предметно-пространственная среда (на 65,6%).
В связи с выявленными недостатками возникла необходимость предложить рекомендации по совершенствованию системы управления ДОО.
Был разработан проект «Инновационные методы управления дошкольной образовательной организацией». Так как информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном и управленческом процессе ДОО являются инновационными в реализации ФГОС ДО [1, c. 49], было решено применять их как средство совершенствования системы управления. При этом в МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» имеются соответствующие материально-технические ресурсы и педагоги мотивированы на повышение профессиональной компетентности.
Реализация проекта позволит внедрить в воспитательно-образовательный процесс инновационные технологии, обеспечивающие:
- активизацию деятельности детей, развитие их личностных качеств;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- совершенствование коммуникации детского сада и родителей.
Цель: внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный и управленческий процесс для создания информационно-образовательной среды, способствующей развитию системы управления ДОО, коммуникации ДОО и родителей, мотивации педагогов и развитию дошкольников.
Описание механизмов реализации проекта:
Для улучшения системы управления дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО был разработан следующий алгоритм (рис. 1).
Рис. 1. Алгоритм управления модернизацией дошкольной образовательной организации
в условиях реализации ФГОС ДО
Технология системы управления дошкольной образовательной организации требует новой системы контроля, основная цель которой состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи. Новая система контроля предполагает дифференцированный, индивидуальный подход к оценке качества образовательной деятельности педагогов [3, c. 15].
Анализ уровня профессионализма педагогов проводится по следующим критериям:
- по уровню профессиональной компетентности: теоретическая компетентность (умение проводить рефлексию), по степени креативности (способности к творчеству);
- обладание прогностическими, аналитическими, проектировочными умениями, умением постановки цели);
- самоанализ, практическая компетентность (организационно-деятельностные умения, коммуникабельность, контрольно-оценочные умения);
- по уровню профессионального мастерства (творчества): высокая общая культура, гуманистическая направленность умений, творческие и педагогические способности, постоянное совершенствование методики обучения, воспитания и развития ребенка.
Результатами разработанного нами алгоритма совершенствования системы управления ДОО в условиях реализации ФГОС станут следующие:
- вырастет профессиональная компетентность педагогов за счет созданных условий для работы по саморазвитию, самосовершенствованию;
- уменьшится текучесть кадров, за счет работы с наставниками, психологом, методической службой, включения в творческую группу, контроля в целях выявления затруднений и оказания помощи молодым специалистам;
- улучшится коммуникативная связь с родителями, за счет вовлечения родителей в единое информационное пространство ДОУ;
- будет обогащена предметно-развивающая среда через создание электронной базы мультимедийных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
Литература: