Дидактическая игра для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста "Цветок настроений"

Дикаева Анна Хабибулловна

Музыкальный руководитель, МАДОУ "Центр образования №12", г. Череповец

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дикаева А.Х. Дидактическая игра для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста "Цветок настроений" // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 247239


 

Название игры: «Цветок настроений»

Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы детей.

Задачи: 

  1. Развиватьумение распознавать эмоции, уметь рассказывать о них;
  2. Формировать и впоследствии совершенствовать коммуникативные навыки через вхождение в игровое взаимодействие;
  3. Развиватьэмпатийные проявления по отношению к сверстникам и взрослым;
  4. Развивать музыкальное мышление, воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности). Учить различать характер музыки, понимать содержание пьес, побуждать детей к активному восприятию музыки;
  5. Познакомить детей с классической музыкой русских и зарубежных композиторов: П.И. Чайковского, Э. Грига, М.П. Мусоргского, А.К. Лядова, Р. Шумана, С. Майкапара и т. д.

Основные этапы создания игры: 

1. Предварительный. Для работы вам понадобится: плотная картонная основа – папка формата А4.  Далее: 2 белых картона формата А4 ножницы, цветная самоклейка, клей, картинки гномов и др. персонажей, скотч, веер с цифрами, фломастеры, шарики для пейнтбола, мешочек. Итак, мы запаслись необходимым инструментарием, начнем создавать нашу игру.

2. Основной. Из белого картона вырезаем два круга диаметром 10 см. Каждый делим на 6 равных частей. На 1 круг наклеиваем 6 гномов с разными эмоциями (он так и останется белого цвета). К нему выстригаем 6 кружков разных цветов диаметром 5 см. На второй, прежде чем прикрепить картинки из сказок, обклеиваем каждую равную долю цветной самоклейкой. Выстригаем из каждой части круга форму лепестка. Далее берём веер с цифрами, раскрепляем каждую цифру отдельно и наклеиваем на неё смайлики с разными, нарисованными фломастерами, эмоциями. Шарики для пейнтбола также разрисовываем разными «рожицами» и кладём в мешочек.

3. Заключительный. Картонную папку с лицевой стороны обклеиваем разноцветными цветами и также пишем название игры. Внутри папки с левой стороны прикрепляем: белый цветок с картинками гномов, цифры с «рожицами» и разноцветные кружки. Это будет 1 вариант игры. С правой стороны папки – 2 вариант. К нему прикреплён разноцветный цветок с картинками и «Волшебный мешочек» с шариками от пейнтбола внутри. Таким образом, у нас получилась дидактическая игра «Цветок настроений» для детей 5-7 лет.

Варианты использования игры (в игре участвует 6 человек):

1 вариант игры для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Дети сидят за столом и по очереди пускают стрелку белого цветка, на котором изображены 6 гномов с эмоциями страха (испуганный), злости (сердитый, строгий), удивления, спокойствия (доброты), радости (весёлый), грусти (печальный, обиженный). Каждый ребёнок, которому выпадает гномик, прослушивает классическую музыку на выбранную по стрелке эмоцию. Например, эмоция страха «Баба Яга» П. Чайковского; эмоция злости«В пещере горного короля» Э. Грига, эмоция спокойствия «Утро» С. Прокофьева, эмоция радости «Весёлый марш» Д. Шостакович, эмоция удивления «Мотылёк» С. Майкапар, эмоция грусти «Первая потеря» Р. Шуман. После прослушивания музыкального произведения ребёнок говорит о его характере (настроении), выбирает и прикрепляет к гномику определённого цвета кружок, соответствующий данной музыке. Например, лепесток «Бабы-Яги» П. Чайковского будет иметь тёмно-синий цвет и т.д. Затем выбирает из 6 предложенных смайликов нужный и пытается повторить эмоцию мимикой лица. С помощью игры «Цветок настроений»музыкальный руководитель обсуждает не только с ребёнком, вытянувшим лепесток, но и со всеми детьми различные жизненные ситуации, связанные с эмоцией страха. Дети рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, как правило, с положительной направленностью. И так с каждой эмоцией. О своем негативном опыте детям рассказывать очень трудно, они волнуются, ожидая услышать насмешки сверстников или получить отрицательную оценку своих поступков от взрослых. Обсуждение с ребятами историй помогает научиться прогнозировать последствия собственного поведения. Совершая действие, ребенок учится осознавать, какую эмоцию оно вызовет («А что будет потом?»)и делать нужные выводы.

2 вариант игры для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет).

Дети сидят за столом. Перед ними на столе лежит цветок с разноцветными лепестками, на которых изображены картинки из сказок. Каждый цвет лепестка соответствует характеру героя сказки: синий лепесток страха (испуга) – Баба-Яга, голубой лепесток злости – Карабас Барабас, красный лепесток радости – Чиполлино, зелёный лепесток доброты – Золушка, розовый лепесток удивления – Иван-царевич и Царевна-лягушка, жёлтый лепесток грусти – плачущий зайка. Звучит классическая музыка, соответствующая характеру какого-либо предложенного персонажа (их шесть) и возрасту детей, и они должны по очереди угадать, к какому лепестку относится музыкальное произведение (Например, «Новая кукла» П. Чайковский, «Грустная песня» Г. Свиридов, «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Шествие гномов» Э. Грига и т.д.). После отгадывания ребёнок старается показать мимику сказочного героя. С помощью игры «Цветок настроений» музыкальный руководитель обсуждает не только с ребёнком, угадавшим цвет лепестка, но и со всеми детьми различные жизненные ситуации, связанные с эмоцией персонажа. После показа детьми эмоций музыкальный руководитель, для закрепления темы игры, пускает по кругу «Волшебный мешочек», из которого каждый ребёнок вытаскивает свой шарик-смайлик и показывает, с помощью мимики лица, изображённую на нём эмоцию.