Патриотическое воспитание дошкольников

Кузнецова Светлана Викторовна

Старший воспитатель, БДОУ г. Омска "Детский сад № 310", г. Омск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кузнецова С.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 246750


 

Одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [8].

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» прописано, что система образовании призвана обеспечить «воспитание патриотов России» и направлена на «воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России» [6].

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Патриотическое воспитание – это «один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя процветания России, защиты ее государственных интересов, психологической готовности и профессиональной способности защищать интересы Родины». [3, с.66-68]

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в нашем детском саду является одним приоритетных направлений. Данную работу педагоги БДОУ г. Омска «Детский сад № 310» ведут несколькими блоками:

  1. «Моя страна»
  2. «Мой любимый город»
  3.  «Природа»
  4. «Детское творчество».

В каждой группе нашего детского сада расположены уголки патриотического воспитания.

Наполняемость уголков зависит от возрастных особенностей детей.

В детском садике узнали

Мы прекрасные слова.

Их впервые прочитали:

Мама, Родина, Москва [5].

Воспитание патриотизма должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение всех сфер деятельности дошкольника. Педагоги нашего ДОУ проводят открытые мероприятия с воспитанниками: игра-путешествие «Наша родина Россия», НОД с элементами дидактической игры «Флаг России», «Фотоэкскурсия по символам и значимым объектам страны». 

В нашем саду стало традицией проводить совместные спортивные развлечения детей и родителей: «Защитники Отечества», «Богатыри Земли русской», «Путешествие в космос» и др.

Традиционно проводим мероприятия ко Дню Победы: музыкальные мероприятия «Никто не забыт, ничто не забыто», «Ради жизни на земле», литературная гостиная «Цена Победы».

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края! [2].

Региональный компонент способствует включению воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Омской области. Организация работы с учетом регионального компонента в ДОУ планируется ежедневно в режиме дня, а также НОД осуществляется систематически 1 раз в месяц.

Ко дню города Омска наши воспитанники принимают участие в конкурсе рисунка «Омск глазами детей». В течение года дети старшего дошкольного возраста посещают экскурсии в: Детскую библиотеку им. А.С. Пушкина, где ребята знакомятся с омскими авторами и их произведениями; воинскую часть, на Омскую кондитерскую фабрику «Карамелька»; кукольный театр «Арлекин» и др.

Одним из ярких мероприятий, посвященных родному городу Омску, стал проект «Я – омич». В завершении данного мероприятия была создана выставка макетов «Достопримечательности нашего города». 

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть [7].

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам [4, с. 8-9].

В ДОУ ежегодно проводятся Акции Добра: «Посади дерево», «Домик для пернатых друзей», «Сделаем наш сад краше» и др. Воспитанники посещают Омский краеведческий музей «Животные Омской области»; «Детский «ЭкоЦентр».

Каждый год в ДОУ проводится Неделя Театра. Дети совместно с педагогами и родителями готовят постановки. Одной из постановок была премьера спектакля «Эко - Теремок», направленного на привитие любви к красоте родной природы, бережному отношению к окружающей среде.

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует [1].

Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Наши воспитанники становятся участниками, победителями городских и всероссийских конкурсов, фестивалей,  имеющих  патриотическую направленность: «Служу России», «Наша армия – наша сила», «Светлая пасха», «Венок русских хороводов», «Живая старина», «Единство во имя мира», «Защитники Отечества родного», «Дети за мир на планете Земля», «Богатство края моего», «Салют победного Мая»  и другие.

 

В настоящее время патриотическое воспитание актуально как никогда. Наши дети перестали читать русские народные сказки, в семьях перестали ценить традиции: современный мир стал затягивать нас в социальные сети, в виртуальные миры. Детство – это пора, имеющая основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания патриотических чувств. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Важно, чтобы дети научились быть благодарными, внимательными и заботливыми, преодолевали эгоизм и учились бескорыстному поведению.

 

Литература:

  1. Берестов В. Альбом для рисования.
  2. Воронько П. Лучше нет родного края.
  3. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников // Методист. 2014. № 3.
  4.  Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2003. № 6.
  5. Олифирова Л. Главные слова.
  6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
  7. Трофимова И. Чтоб радость завтрашнего дня.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт.