Кинезиологическая гимнастика – гимнастика для мозга

Мазняк Дарья Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №69", г. Краснодар

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мазняк Д.В. Кинезиологическая гимнастика – гимнастика для мозга // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 25.04.2019).

Заказ № 245947


 

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология существует уже более 2000 лет и широко применяется во всем мире. Основателями науки о движении человека был Аристотель, Гиппократ. 

Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие  - слуховой информации, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон.Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.Именно поэтому необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Работы ученых доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети, которые являются основой развития интеллекта, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за то, что в своей работе доказал, что левое и правое полушария имеют свою специализацию, свою сферу управления организмом. И когда происходит дисбаланс между полушариями, мозг работает не продуктивно. Так была создана методика, которая помогает синхронизировать оба полушария мозга, регулярное выполнение упражнений позволяет добиться повышения качества обучения и сохранения функций мозга, которые утрачиваются с возрастом.

Вот несколько основных кинезиологических упражнений:

1. Кулак-ладонь

Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты. И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак - ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.

2. Ухо-нос

Левую руку ставим на нос, а правой перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно ускорить смену рук.

3. Капитанское

Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Через несколько занятий это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

4. Класс

Правую ладошку выставляем вперед, а левой рукой показываем знак «Класс». Быстро меняем руки. Фиксируйте положение рук при смене позиций. После того как вы полностью освоите это упражнение, можно усложнить его, добавив хлопок между сменой положения рук.

5. Победитель

Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки. 

6. Перекрёсток пальцев

На одной руке соединяем 2 пальца - указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

7. «Рожки и ножки» Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

8. «Пазлы» На одной руке выставляем два пальца-указательный и средний, а на другой -безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

9. «Колечки» На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

10. Большие пальцы рук соединяются с указательными пальцами противоположной руки. Потом нижние пальцы мы отсоединяем, делаем виток вверх и там снова их соединяем, ускоряясь и делая упражнение быстрее.

Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников. Такой подход позволяет наполнить ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

 

Литература:

  1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2001.
  2. Любимова В. Кинезиология или природная мудрость тела. СПб.: Невский проспект, 2005.
  3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика ума / пер. С.М. Масгутовой. М.: 1997.