Конкурсное движение среди педагогов как фактор повышения качества образования ДОУ (ВСОКО)

Ивашкова Оксана Васильевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 54 "Радуга", Коми, Воркута

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ивашкова О.В. Конкурсное движение среди педагогов как фактор повышения качества образования ДОУ (ВСОКО) // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 13.10.2019).

Заказ № 245578


 

В Законе Российской Федерации «Об образовании», система дошкольного образования является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет к ней определенные требования.Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетентности работников образования. Необходимо обеспечить готовность педагога к решению новых образовательных и социокультурных задач, задач личностного характера. В Профессиональном стандарте педагога определены характеристики деятельности успешного профессионала, а именно готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений

Согласно подпункту 13, пункта 3, статьи 28 вышеуказанного закона, обязательной компетенцией образовательной организации является проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Данное положение означает, что в каждом образовательном учреждении должна функционировать система оценки качества образования.

Но как провести эту оценку, если нет чётко прописанных результатов?

Если говорить о качестве школьного образования, то там показателями такового выступают: итоговая аттестация школьников, в виде единого государственного экзамена и ГИА в 9 классах, срезы знаний, разнообразные контрольные работы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования требования к результатам прописаны рамочно – в виде целевых ориентиров.

В законодательных актах и нормативно – правовых документах качество дошкольного образования определяется как комплексная характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых в учреждении образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, а также социальным запросам различных групп потребителей.

Внутренняя система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать на высоком уровне, чтобы мы - педагоги росли в профессиональном плане, используя эти инструменты. 

В направлениях ВСОКО есть критерии, результаты которых напрямую зависят от нашей деятельности. Например, кадровый потенциал, в рамках которого оцениваются различные показатели непосредственной работы педагогов учреждения. В этом направлении отдельным индикатором выступает Доля педагогов, принявших участие в профессиональных конкурсах. 

Конкурсное движение направлено на поддержку и поощрение творческих педагогов, выявление талантливых детей, распространение передового педагогического опыта и повышение престижа педагогической профессии.

Конкурсы, соревнования являются важной характеристикой роста и развития детей. Организованные на должном уровне соревнования могут быть полезны как для общего развития ребенка, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера. Через такие состязания ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, приобретает уверенность в своих силах, первый опыт "разумного авантюризма". Это именно те качества, которых необходимы современным детям.

Участие в различных конкурсах позволяет детям проявить себя, развить свои таланты, а также получить педагогу определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности.

Конкурсы для педагогов –продуктивный способ продемонстрировать свои способности в достижении качественных результатов образования, и условие выявления собственных затруднений, дефицита компетентности, что, безусловно, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании.

Участие в конкурсном движении способствует эффективному развитию системы образования в ДОУ, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к воспитанию и обучению, развитию профессиональны компетенций.

 Подготовка к любому конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, предусматривает анализ деятельности, систематизацию наработанного опыта, умение его обобщить и описать. В психологическом плане – один из сложных этапов, который требует методического сопровождения и поддержки. Решение поставленных задач реализуется посредством механизмов конкурсного движения, позволяющего, с одной стороны, обнаружить таланты и склонности подрастающего поколения и открыть возможности для их будущего личностного и профессионального развития, с другой стороны,- выявить, систематизировать и представить педагогическому сообществу передовой педагогический опыт, создать условия для его развития и распространения, стимулировать инициативу, активность и творческую самостоятельность педагогических кадров.

Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения, на современном этапе, является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов является конкурсное движение. Конкурс призван способствовать совершенствованию оценки и стимулирования труда педагогических работников, выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания дошкольного образования.В конкурсное движение входят не только непосредственно конкурсы, но и фестивали, соревнования, турниры, выставки, которые бывают разной номинации: творческие (рисунок, поделка, декоратвно – прикладное творчество, фотография, видеопрезентация, цифровой мультфильм); интеллектуальные; литературные; танцевальные; музыкальные; спортивные.

Участие в конкурсном движении позволяет не только проявить себя, развить свои таланты, но и способствует созданию имиджа учреждения на рынке образовательных услуг в условиях реально существующей здоровой конкуренции:

  • профессиональный рост педагогов
  • изучение и освоение педагогического опыта
  • определение своего места в профессиональном социуме, получение оценки собственной деятельности
  • возможность заявить о себе
  • широкое профессиональное общение
  • возможность повлиять на рост престижа профессии.

Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаи­модействие детского сада с семьями воспитанников, активизиро­вать педагогическое общение родителей с детьми. Важным момен­том проведения конкурсов является соревновательный дух, кото­рый помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Опыт свидетельствует, что конкурс помогает не только передовым, но и начинающим воспитателям выйти на более высокий уровень профессионального мастерства, ведь в конкурсах развиваются профессиональные способности педагогов, а также те качества, которые способствуют успехам в профессии и помогают самореализации личности.

Проблема повышения качества образования сегодня затрагивает всех педагогов разного уровня, поскольку новые экономические условия создают ситуацию востребованности инновационных программ. Их активное внедрение в практику работы образовательных организаций создают ситуацию взаимодействия внешних и внутренних мотивов повышения педагогической компетентности как самого надёжного фактора, определяющего развитие содержания образования. Педагог должен постоянно совершенствоваться, повышать профессиональное мастерство, чтобы шагать в ногу со временем. Я.А. Каменский писал: «Школу совершенствовать можно только совершенствуя квалификацию учителя. Каков учитель – такова и школа!». Тоже самое можно сказать и про дошкольные образовательные организации

Таким образом, конкурсная деятельность в целом – один из способов мотивации воспитателя к активному творческому развитию, которое немыслимо без повышения профессиональной компетенции. Качество образования и уровень педагогов, формирующих это качество – взаимосвязанные и взаимозависимые понятия. И только высокопрофессиональный педагог может выстроить учебный процесс так, чтобы ребенок получил знания, необходимые для продолжения образования, для построения жизненной траектории в соответствии с его интересами.