Мастер-класс "Обучение грамоте в ДОУ"

Низина Наталья Михайловна

Учитель-логопед, МАДОУ Детский сад "Чебурашка", Тюменская область, ХМАО-Югра, Советский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Низина Н.М. Мастер-класс "Обучение грамоте в ДОУ" // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 14.10.2019).

Заказ № 245326


 

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу подготовки детей к обучению грамоте.

Задачи:

  • определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;
  • систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах.

Минутка отдыха.

Небольшая разминка для педагогов. Педагоги образуют круг, выполняя задание «Повернись вокруг себя»

у кого в имени есть звук А.

у кого фамилия состоит из 5 слогов.

Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О.

Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог

Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. 

Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

- Какие же задачи решает занимательная деятельность по обучению грамоте? 

Пять лет – это самый лучший период для начала обучения чтению (по мнению психологов)

А в 6 лет он уже проявляет особый интерес к чтению и успешно с ним справляется.

Но с вами знаем, что подготовка к обучению грамоте начинается значительно раньше.

Давайте вспомним, с какого возраста мы начинаем подготовку к обучению грамоте?

Во второй младшей группе воспитатель учит детей вслушиваться в звучание слова. Формируется умение отчётливо произносить слова и короткие фразы.

В средней группе в игровых упражнения воспитатели знакомят детей с понятием СЛОВО, обращают внимание на длительность звучания слова (короткие и длинные слова). Развитие фонематического слуха: различение на слух и называние слов, начинающихся на определённый звук. ( На гласные звуки)

В старшей группе воспитатели учат определять место звука в слове, произносить и различать сходные согласные (с –з, ж-ш)

В подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Рекомендуется дать детям представления о предложении, упражнять в составлении предложения из 2-4слов. В членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить детей в делении слов на слоги. Называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, членение слова на звуки с их последовательной характеристикой.

- Сейчас я коротко расскажу о том, какую работу можно проводить на каждом этапе при подготовке к обучению грамоте

Ознакомление со словом 

Предполагает: выделение слова из потока речи раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

Начинается работа со средней группы в процессе общения. По выполнению речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово … правильно».

Хорошо использовать стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

- Какую цель преследует чтение этого стихотворения? (у каждого слова свой смысл)

В результате такого вида работ у детей развивается внимание к слову, на практике они используют слово как самостоятельную единицу речи.

Дошкольники знакомятся с моделированием – графическим изображением слова с помощью прямоугольника.

В старшем возрасте проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово». Во время чтения художественных произведений, словарных упражнений, помогающих использовать термин «слово»: «Образуй новые слова от слова от слова ГРИБ («грибок», «грибочек», «грибы», «грибница», «грибники»). Игра «Назови одним словом». Игры по типу «Скажи, какой?» (дети называют слова, обозначающие качество предметов: огурец сочный, овальный, зеленый, длинный, свежий…). Упражнения на различение слов сходных по звучанию: белка - балка, угол – уголь… Воспитатель обращает внимание детей на смысловую сторону слова в упражнениях «Скажи наоборот», «Подбери слово, близкое по значению слову РАДОСТНЫЙ».

Ознакомление со слоговым строением слова 

Занимает важное место в разделе обучение грамоте. Это в старшем возрасте происходит знакомство с тем, что слово может состоять из частей - слогов

Задача – формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умения слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.

Этапы работы над слогом:

  1. Знакомство детей с термином «слог» (употреблять выражение «часть слова»). Целесообразно использовать двусложные слова типа: Маша, лиса, создавая игровую ситуацию (Девочка заблудилась в лесу, и ее звали: Ма-ша.).
  2. Анализ слогового состава слова (Сколько частей в слове, называние частей). Необходимо опираться на зрительное восприятие (сколько рот откроется при произнесении слова, столько частей в слове); на тактильно – мышечные ощущения (рука под подбородком).
  3. Вводятся слова, состоящие из трех слогов.
  4. Вводятся односложные слова, т. к. их нельзя продемонстрировать.

Приемы работы:

- Количественный подсчет слогов в слове,

- использование тыльной стороны ладони

- произнесение слов по слогам хором, индивидуально., 

- дополнение слога до полного слова ЛИ…-СА, ЛИСИ…-ЦА, ЛИСО…НЬКА;

Ознакомление со звуками 

1 этап работы:

-произношение слов с интонационным выделением звука;

-вслушивание в звучание длинных и коротких слов;

- интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);

-сравнение звуков речи с «песенками» ветра –шшшш, жука –жжжж, насоса –ссс;

-определение позиции звука в слове 

-подбор слов с детьми на заданный звук

- формирование умения различать твердые, мягкие согласные;

-названия слов с заданным звуком;

2 этап работы: 

-определение порядка фонем (моделирование слова в виде картинки –слова, используя одноцветные фишки);

- определение порядка фонем в словах их трех звуков (моделирование слова в виде картинки – слова, используя цветные фишки); рекомендуется вводить различение гласных и согласных звуков (если дети усвоили, вводятся твердые и мягкие согласные, используя синий и зеленый цвета фишек, 

-определение порядка фонем в словах их четырех звуков,

-игра «Живое слово» (Дети выполняют роль гласных и согласных звуков. Например: «Подойди ко мне, первый … звук»,

-игра «Назови слова» - дети называют слова, например, с третьего звука слова КОЗА.

И заключительный этап в работе по обучению грамоте это знакомство с предложением. 

Вот примерно, таким образом, строится работа на занятиях по ЗКР и подготовке к обучению грамоте