Низина Наталья Михайловна
Учитель-логопед, МАДОУ Детский сад "Чебурашка", Тюменская область, ХМАО-Югра, Советский район
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Низина Н.М. Мастер-класс "Обучение грамоте в ДОУ" // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 17.01.2025).
Заказ № 245326
Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу подготовки детей к обучению грамоте.
Задачи:
Минутка отдыха.
Небольшая разминка для педагогов. Педагоги образуют круг, выполняя задание «Повернись вокруг себя»
у кого в имени есть звук А.
у кого фамилия состоит из 5 слогов.
Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О.
Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог
Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
- Какие же задачи решает занимательная деятельность по обучению грамоте?
Пять лет – это самый лучший период для начала обучения чтению (по мнению психологов)
А в 6 лет он уже проявляет особый интерес к чтению и успешно с ним справляется.
Но с вами знаем, что подготовка к обучению грамоте начинается значительно раньше.
Давайте вспомним, с какого возраста мы начинаем подготовку к обучению грамоте?
Во второй младшей группе воспитатель учит детей вслушиваться в звучание слова. Формируется умение отчётливо произносить слова и короткие фразы.
В средней группе в игровых упражнения воспитатели знакомят детей с понятием СЛОВО, обращают внимание на длительность звучания слова (короткие и длинные слова). Развитие фонематического слуха: различение на слух и называние слов, начинающихся на определённый звук. ( На гласные звуки)
В старшей группе воспитатели учат определять место звука в слове, произносить и различать сходные согласные (с –з, ж-ш)
В подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Рекомендуется дать детям представления о предложении, упражнять в составлении предложения из 2-4слов. В членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить детей в делении слов на слоги. Называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, членение слова на звуки с их последовательной характеристикой.
- Сейчас я коротко расскажу о том, какую работу можно проводить на каждом этапе при подготовке к обучению грамоте
Ознакомление со словом
Предполагает: выделение слова из потока речи раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.
Начинается работа со средней группы в процессе общения. По выполнению речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово … правильно».
Хорошо использовать стихотворение И. Токмаковой «Плим».
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
- Какую цель преследует чтение этого стихотворения? (у каждого слова свой смысл)
В результате такого вида работ у детей развивается внимание к слову, на практике они используют слово как самостоятельную единицу речи.
Дошкольники знакомятся с моделированием – графическим изображением слова с помощью прямоугольника.
В старшем возрасте проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово». Во время чтения художественных произведений, словарных упражнений, помогающих использовать термин «слово»: «Образуй новые слова от слова от слова ГРИБ («грибок», «грибочек», «грибы», «грибница», «грибники»). Игра «Назови одним словом». Игры по типу «Скажи, какой?» (дети называют слова, обозначающие качество предметов: огурец сочный, овальный, зеленый, длинный, свежий…). Упражнения на различение слов сходных по звучанию: белка - балка, угол – уголь… Воспитатель обращает внимание детей на смысловую сторону слова в упражнениях «Скажи наоборот», «Подбери слово, близкое по значению слову РАДОСТНЫЙ».
Ознакомление со слоговым строением слова
Занимает важное место в разделе обучение грамоте. Это в старшем возрасте происходит знакомство с тем, что слово может состоять из частей - слогов
Задача – формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умения слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.
Этапы работы над слогом:
Приемы работы:
- Количественный подсчет слогов в слове,
- использование тыльной стороны ладони
- произнесение слов по слогам хором, индивидуально.,
- дополнение слога до полного слова ЛИ…-СА, ЛИСИ…-ЦА, ЛИСО…НЬКА;
Ознакомление со звуками
1 этап работы:
-произношение слов с интонационным выделением звука;
-вслушивание в звучание длинных и коротких слов;
- интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);
-сравнение звуков речи с «песенками» ветра –шшшш, жука –жжжж, насоса –ссс;
-определение позиции звука в слове
-подбор слов с детьми на заданный звук
- формирование умения различать твердые, мягкие согласные;
-названия слов с заданным звуком;
2 этап работы:
-определение порядка фонем (моделирование слова в виде картинки –слова, используя одноцветные фишки);
- определение порядка фонем в словах их трех звуков (моделирование слова в виде картинки – слова, используя цветные фишки); рекомендуется вводить различение гласных и согласных звуков (если дети усвоили, вводятся твердые и мягкие согласные, используя синий и зеленый цвета фишек,
-определение порядка фонем в словах их четырех звуков,
-игра «Живое слово» (Дети выполняют роль гласных и согласных звуков. Например: «Подойди ко мне, первый … звук»,
-игра «Назови слова» - дети называют слова, например, с третьего звука слова КОЗА.
И заключительный этап в работе по обучению грамоте это знакомство с предложением.
Вот примерно, таким образом, строится работа на занятиях по ЗКР и подготовке к обучению грамоте