Учимся быть талантливыми собеседниками

Добрынина Галина Васильевна

Воспитатель, МКДОУ №484 комбинированного вида, г. Новосибирск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Добрынина Г.В. Учимся быть талантливыми собеседниками // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 245320


 

Как стать талантливым собеседником, который умеет грамотно вести спор, имеет свою точку зрения, имеет интересно и доброжелательно рассказывать? Данные вопросы всегда интересовали педагогов и родителей, которые дают возможность наполнить взаимодействие взрослого и ребёнка новым содержанием, активизирующим эмоционально-образную сферу детей, развивают коммуникативно-речевые умения и навыки ребёнка дошкольника, побуждают бережное отношение к слову, с которым мы обращаемся друг к другу.

Чем раньше начнётся знакомство с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут те речевые средства, с помощью которых ребёнок сможет выразить себя через речь и понять, что он сам, его собственные мысли, чувства, слова и действия могут быть путём к успеху в жизни.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

В нашем дошкольном образовательном учреждении образовательный процесс осуществляется по основной общеобразовательной программе ДОУ, которая состоит из двух частей: основной и дополнительной. 

Более подробно я расскажу о дополнительной части программы (региональный компонент).

Эта часть программы углубляет основное образовательное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона.

Век компьютеризации заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к необходимости формирования у детей умения учиться, самому добывать и анализировать знания на основе развивающего обучения, интеграции содержания в соответствии с возрастными возможностями детей, а также со спецификой и возможностями образовательных областей. Не менее важен акцент, который делается сегодня на реализацию образовательных задач именно в различных видах детской деятельности: игровой коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет, свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

Нами была разработана программа по риторике «Учим детей говорить правильно», которая рассчитана на три года. Наш курс предполагает организацию активной речевой деятельности детей. Они постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определённые высказывания, речевые произведения. 

Особую ценность представляет перспективный план игр-занятий, снабжённый беседами, всеми видами упражнений, которые способствуют развитию артикуляционного аппарата. Все игры, которые мы проводили в повседневной жизни, развивают «язык чувств», словесное творчество, образную речь, приобщение ребёнка к основам ораторского искусства (риторике).

С самого рождения мать напевает ребёнку песенки, потешки, пестушки, играет с ним пальчиками. Всё это первые шаги к развитию речи ребёнка. Поэтому работу по овладению риторическими знаниями мы осуществляем поэтапно. 

На первом этапе (первый год обучения, дети младшего дошкольного возраста) мы использовали пальчиковые игры, потешки, пестушки, песенки, заклички. Побуждали к активному общению со взрослыми, развивали выразительность речи и чёткое проговаривание слов. На своих занятиях по речевой гимнастике дети учились пользоваться «языком внешнего вида»: мимикой, жестами, пантомимикой. Бумагопластика, пальчиковая живопись, пластилиновая терапия помогали развивать речевое творчество.

На втором этапе (второй год обучения, дети среднего дошкольного возраста) мы уделяли внимание познавательно-речевому развитию. Учили детей проявлять себя в играх- драматизациях, инсценировках, умению перевоплощаться. Большую помощь в организации и проведении занятий оказывали родители. «Театр ложек», «театр кукол», «театр теней», пальчиковый и настольный театры – всё это привлекало детей, потому что они готовили атрибуты вместе со взрослыми.

 

На третьем этапе (третий год обучения, старший дошкольный возраст) мы опирались на опыт детей и поэтому использовали умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. 

Практические задания по риторике помогли детям овладеть даром сочинительства, более глубоко разобраться в основных риторических секретах. 

На занятиях по риторике мы активно использовали современные развивающие технологии. Дети общались с героями художественных произведений посредством информационных компьютерных средств.

Главным условием для реализации задач по риторике является сам воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.

Для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов мы создали комфортные условия игрового и образовательного пространства, удовлетворяющих потребности детей. Насыщенные разнообразными предметами и игровыми материалами, направленными на пробуждение у детей фантазии, воображения, мира таинственного и загадочного, где ребёнок способен вносить свои идеи, приспосабливать имеющийся игровой материал, именно в такой среде, возможно, научить детей активному общению.

 

 

 

 


Нам бы хотелось, чтобы ребёнок почувствовал красоту и звучность слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить ясно и понятно. Поэтому надо разговаривать с ребёнком, рассказывать ему интересные истории, сочинять вместе с ним сказки, стихи, писать коротенькие письма от имени сказочных героев. И ребёнок полюбит язык, поймёт смысл звуков, слов и фраз. Научится играть со словами, станет сочинять, и сам начнёт открывать огромный мир звучащего слова, а вместе с ним и мир успешного общения.

Итогами трёхлетней работы с детьми по программе "Риторики в детском саду" являются:

  • Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной деятельности.
  • Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.
  • Сформированность у дошкольников культуры речи и определенного культурного кругозора.
  • Появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих проектов.

Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и "контрольных точках" - творческих событиях и др. Результаты личностного и творческого роста ребенка заносятся в Личную карту.

 

Литературы:

  1. Баландина Л.А. Риторика для малышей. Ростов н/Д: Феникс, 2003 (От детского сада к школе).
  2. Журнал «Семья и детский сад» № 6. 2006.