Бурганова Алсу Рамилевна
Педагог-организатор, МБОУ "СОШ №26" НМР РТ, Нижнекамск, Татарстан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Бурганова А.Р. Цели и задачи управления ДОО в условиях реализации ФГОС // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 05.02.2025).
Заказ № 243973
Преобразование содержательно-целевых направлений дошкольного образования обуславливает иные методы анализа результативности системы управления ДОО, связанные с специфической «перестройкой» мировоззрения педагогических и управленческих кадров, направленные на раскрытие главных тенденций образовательного развития общества, основных запросов сформировавшегося рынка образовательных услуг, периодического изучения сообразных запросов общества, родителей и детей в плоскости образования, реализуемой возможности адекватного ответа на образовательные вызовы нашего времени.
Под управлением в образовании понимается «специально организованное взаимодействие руководящих и управляемых систем, обращенное на улучшение и гуманизацию процесса образования, рост результатов образования» [6, c. 13].
В данном отношении формируются основные задачи, направленные на воплощение на этапе управленческого внедрения в образовательной организации основных положений ФГОС ДО: установление комплекса проектов, программ в направлении целостной инновационной политике образования; регулярное обновление ресурсного оснащения и контролирование процесса осуществления педагогических нововведений; обучение и переподготовка педагогических кадров в направлении внедряемых нововведений, а также организация гуманистически направленной образовательной среды, максимально позволяющей реализовать общественные векторы образовательного развития личности [7].
При всем этом управление педагогическими кадрами - постоянной командой сотрудников образовательной организации - обозначается как одна из особо значимых управленческих сфер, обращенная к особому, «человеческому измерению» активности ДОО, что напрямую касается, прежде всего, личностно-развивающей проблематики дошкольного образования в многостороннем формате «сохранения уникальности и самоценности детства», где роль каждого педагога, включая управляющего, тяжело переоценить.
По мнению Н. Маусова, управление персоналом является непрекращающимся процессом, ориентированным на целевое изменение мотивации работников, с целью достижения от них предельной эффективности, а, вследствие этого, высоких окончательных результатов [5, c. 109].
А.Я. Кибанов и Д.К. Захаров характеризуют управление персоналом как совокупность административных (организационных, финансовых, правовых) направлений, которые обеспечивают гармонирование количественных и качественных характеристик работников и ориентированности их трудового поведения на цели и задачи организации [3, c. 18].
Немецкие ученые Р. Марр и В. Вебер считают, что управление персоналом представляется сферой деятельности, свойственной для всех организаций, и ее первостепенная задача заключается в обеспечении организаций персоналом и целевом использовании персонала [4, c. 37].
Система управления персоналом представляет собой совокупность подсистем, отображающих отдельные стороны работы с персоналом и определенных для выработки и реализации эффективного влияния на него.
Проанализировав различные авторские определения можно заключить, что управление персоналом дошкольной образовательной организации – это организованное взаимодействие руководителя и сотрудников, которое предполагает понимание, единство целей, взаимодоверие, которое в свою очередь направленно на оптимизацию самого процесса образования, на улучшение эффективности образования. Система управления персоналом в ДОО считается подсистемой в системе управления организацией, поэтому, с одной стороны, цели самой системы управления персоналом должны быть объединены с целями деятельности и развития ДОО; с другой стороны, цели системы управления персоналом должны быть объединены с потребностями самого персонала ДОО.
Основной целью системы управления персоналом является обеспечение педагогическими кадрами, их рациональное использование, профессиональное и общественное развитие с помощью:
В качестве первостепенных функций системы управления персоналом ДОО выделяются:
Основные задачи системы управления персоналом в ДОО – обеспечение четко налаженной образовательно-воспитательной работы, введения научно-аргументированных форм организации управления, своевременного и действующего внутреннего инспектирования, коррекционного педагогического влияния на воспитанников с особенными образовательными потребностями, финансовый интерес персонала [2, c. 41].
Объектом управления образованием на уровне ДОО представляется деятельность участников образования, сплоченных в единую организацию, которые подчиняются правилам и нормам конкретной образовательной организации (образовательной системы) и исполняющих установленную или общую работу по образованию детей и самих себя (в зависимости от основной политике управления) в согласовании с педагогическими, экономическими, правовыми, организационными и коллективными требованиями.
Управление содержит в себе руководство деятельностью, руководство людьми, руководство связями вне организации, последующее улучшение управления деятельностью организации и коллективом, а кроме того отношениями организации [2, c. 42].
В настоящее время в дошкольном образовании формируется новое воззрение на компетентность и профессионализм педагогического персонала. Главное преимущество отдается не узкому педагогу-исполнителю, а педагогу-наставнику, который умеет решать неоднозначные задачи, налаживать человеческие отношения, владеющему большим количеством гуманистически нацеленных основных компетенций, в том числе предприимчивость, тяга к самосовершенствованию, креативному взаимодействию и сотрудничеству.
Данное очень важно, потому что в преобладающих реалиях российской экономики одним из обусловливающих условий результативности введения главных идей и положений ФГОС ДО обозначается положительная динамика характеристик конкурентоспособности ДОО, непосредственно объединенная с увеличением творческого потенциала педагогов и результативной реализацией инновационных подходов к системе управления персоналом.
В современных условиях построения целедостигающих стратегий и тактик руководитель ДОО должен владеть развитой способностью адекватной оценки сформировавшейся социокультурной (образовательной) ситуации в ее действующем, прогностическом и рискологическом аспектах, что подразумевает сосредоточенное воплощение целого ряда управленческих действий, выборов и инициатив:
Таким образом, управление педагогическим персоналом в ДОО в условиях реализации положений ФГОС ДОО подразумевает, на всех вероятных стадиях своего воплощения, прежде всего, актуализацию гуманистического потенциала сферы непринужденного общения, что обуславливает осуществление ценностей личностно-ориентированного подхода в управлении, активизируя всех ее участников к творческой совместной работе и результативному взаимодействию в всестороннем процессе введения образовательных новшеств и инициатив.
Под системой управления подразумевается комплекс скоординированных, взаимозависимых между собой действий, нацеленных на достижение поставленной цели организации.
Система управления педагогическим персоналом в ДОО содержит несколько стадий: формирование, применение, стабилизацию управления, разногласие, адаптирование, управление, персонал, мотивация (рисунок 1).
Таким образом, управление дошкольной образовательной организацией – это некоторым образом организованное взаимодействие руководящих и управляемых систем, сориентированное на улучшение и гуманизацию образовательного процесса, улучшение его результативности. Система управления персоналом в ДОО представляется подсистемой в общей системе управления организацией, следственно цели системы управления персоналом должны быть взаимосвязаны как с целями функционирования и развития ДОО, так и с потребностями работников ДОО.
Литература: