Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста через систему физкультурно-оздоровительной работы

Святченко Елена Васильевна
Жерновая Наталья Вячеславовна

Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребёнка -детский сад №6", п. Пролетарский, Белгородская область
Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребёнка -детский сад №6", п. Пролетарский, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Святченко Е.В., Жерновая Н.В. Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста через систему физкультурно-оздоровительной работы // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 13.10.2019).

Заказ № 237957


 

В дошкольном учреждении физическое воспитание ориентировано на укрепление здоровья ребят, развитие психофизических качеств (сила, гибкость, выносливость, быстрота), своевременное формирование у малышей двигательных навыков и умений, овладение подвижными играми и физическими упражнениями, воспитание жизнестойкой, жизнерадостной, волевой, творческой, целеустремлённой личности.

Основная задача педагогов дошкольных учреждений и родителей научить вести здоровый образ жизни с раннего возраста, воспитывать необходимые, элементарные санитарно-гигиенические навыки, сформировать у дошкольников разумное, бережное отношение к своему организму.

Ухудшение здоровья дошкольников последние годы приобрело очень большую актуальность. Данные министерства здравоохранения говорят о всего 13% детей 6–7-летнего возраста, которые могут считаться относительно здоровыми. Основная существенная причина складывающейся ситуации – отсутствие у дошкольников ценностного, бережного отношения к своему здоровью. В решении этой задачи важная роль отводится системе дошкольного образования, организации активного взаимодействия межведомственных учреждениями, вовлечение родителей в организацию оздоровительной работы.

Большое внимание в современных дошкольных организациях уделяется комплексному подходу, системе физкультурно-оздоровительной работы, которая включает в себя разнообразные компоненты здорового образа жизни. Непосредственно в дошкольный период жизни, впервые годы жизни ребенка, физическое воспитание очень тесно связано с общим воспитанием. От жизнерадостности, крепкого здоровья детей зависит их духовное развитие, мировоззрение, прочность знаний, умственное развитие, вера в собственные силы. Следовательно, крайне важно организовать в правильном направлении развитие и формирование ребенка с самого раннего возраста.

Задача укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста касается всех взрослых окружающих подростков. Обучение детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье возможно, если мы сами будем личным примером. Родителям, педагогам необходимо демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут развиты не только духовно, интеллектуально, личностно, но и физически, а следовательно, будут здоровы.

Сформированная привычка к здоровому образу жизни должна стать тем условием, которое позволит расти и правильно развиваться подрастающему поколению. Меняются времена, претерпевают изменения программы и методики, но формирование у детей привычки к здоровому образу жизни остается незыблемой, лучшей традицией и главным условием воспитания гармонично развитых детей.

Педагоги нашего учреждения расширяют кругозор ребят, формируют у них устойчивый интерес к спорту постоянно организуют возможность испытать себя в спортивных упражнениях, играх. Создаются условия формирования их двигательного статуса, для укрепления психического и физического здоровья малышей, через двигательно-игровую деятельность, желание, интерес формирования морально – этических качеств личности.

Очень большую роль в укреплении и сохранении физического здоровья играет прогулка на свежем воздухе. Во время данного режимного момента ребёнок получает в полном, необходимом объёме запас свежего воздуха. На прогулке дети являются активными участниками разнообразных по содержанию спортивных эстафет, подвижных игр которые проводятся со всеми детьми одновременно.

Организуются в течение всего дня в самостоятельной деятельности спортивные игры с физкультурными игрушками и пособиями, побуждающими детей к движениям (с мячом, кольцеброс, с обручем, классы и др.).

В зимний период времени необходимо использовать во время прогулки такие атрибуты спортивных игр как: клюшки, лыжи, санки. Организовывать эстафеты, скольжение по ледяной дорожке.

Организуемые экскурсий за пределы территории детского учреждения формируют у ребят целеустремлённость, укрепляется мышцы плечевого пояса, спины, ног, выносливость.

В сохранении и укреплении физического здоровья важную роль оказывает постепенный подъём и дыхательная гимнастика после сна, солевое закаливание, точечный массаж.

Правильное дыхание дошкольников является важнейшим физиологическим процессом, происходящим у детей рефлекторно, автоматически. Сам процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы ребёнка, состоит непосредственно из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, они непрерывно, стабильно, ритмично следуют одной за другой.

При выполнении детьми дыхательных упражнений необходимо следить за тем, чтобы вдох ребёнка и выдох были всегда равны по длительности и силе и плавно переходили друг в друга, а воздух из лёгких входил и выходил единой непрерывной струёй. 

Применение точечного массажа, способствует повышению защитных свойств глотки, трахеи, гортани, бронхов слизистых оболочек носа, и других органов. Под действием такого массажа организм ребёнка начинает самостоятельно вырабатывать необходимые «лекарства», и они значительно эффективнее и безопаснее таблеток.

В нашем учреждении есть система закаливающих процедур, которая включает в себя солнечнее и воздушные ванны, солевое закаливание. 

Воздушные ванны по вызываемому теплоощущению из всех естественных природных процедур считается как наиболее безопасные и «мягкие». Приём дошкольниками воздушных ванн происходит в хорошо проветренном помещении с постепенным увеличением времени. 

Во время приёма солнечных ванн, необходимо учитывать постепенную нагрузку. Солнечные ванны утром, проходят, когда воздух и земля слабее нагреты, жара в такой период времени переносится ребёнком значительно легче.

Для укрепления и сохранения физического здоровья детей в дошкольном учреждении практикуется хождение босиком. Данная закаливающее мероприятие охлаждает ноги, даёт рефлекторную реакцию носоглотки, спазма сосудов кожи, является профилактикой плоскостопия. При работе по профилактике плоскостопия используется специальное физкультурное оборудование такое как: «мягкие ёжики», канат, коврики, «тапочки великаны».

Двигательные умения и навыки, сформированные у дошкольников в раннем возрасте, создают фундамент для дальнейшего развития их в школе, способствует овладению детьми более сложными движениями, достижению высоких результатов в спортивной деятельности.

Активный интерес к физической культуре формируется организованными педагогами и самостоятельным занятиям физической культурой. Развитие интереса играет решающую роль в воспитании личной физической культуры детей.

Для коррекции у дошкольников нарушений опорно-двигательного аппарата используются элементы специальной лечебной гимнастики. Сочетание благоприятным эмоциональным настроем детей с достаточно высокой физической нагрузкой также приносит положительные результаты.

Вакцино-профилактика проводится для снижения заболеваемости в период межсезонья. В дошкольном учреждении проводится: ароматерапия, разрабатываются мероприятия по медикаментозному воздействию и рекомендации для семей воспитанников по профилактике гриппа и ОРЗ. Проводится оздоровительный массаж, физио-процедуры.

Распространенность, рост хронических и острых заболеваний органов дыхания, часто возникающих респираторных вирусных инфекций привело к совершенствованию методов реабилитации и лечения таких как кислородных коктейлей. Они изготавливаются с использованием сиропа корня солодки, кислородного концентратора 7F– 3L«АРМЕД» и коктейлера, при лечении и профилактике бронхолёгочных заболеваний детей. При использовании кислородного коктейля снимается утомление, повышается сопротивляемость организма к инфекциям, активизируется работа головного мозга.

Кислородные коктейли с настоями трав подорожники, зверобоя, ромашки используются для часто болеющих ребят. 

Для проведения индивидуальной работы в каждой группе создан физкультурные мини – уголки, где находятся материалы для различных физических действий: мячи, коррекционные дорожки, раскладывающиеся классики, скакалки, , гимнастические палки, предметы для коррекционной работы, колцеброс. Уголки оборудованы материалами для игр – бадминтон, городки, теннис, баскетбол.

Для укрепления и сохранения детского здоровья в профилактических целях большое значение имеет фито чай из душицы, ромашки, чабреца, липы, шиповника. Данные травы оказывают положительное лечебное воздействие на организм дошкольников. 

В профилактических целях хорошо использовать для укрепления здоровья малышей аэроионизатор воздуха ИОН – 25 (люстра Чижевского), он предназначен для создания в воздухе группового помещения оптимальной для нормальной жизнедеятельности дошкольников концентрации отрицательных аэронов (АИ) кислорода. Данный аппарат предназначен для лечения и профилактики целого ряда заболеваний. Таких как: Болезней сердечно – сосудистой системы, болезни обмена веществ, болезни дыхательной системы, заболевания глаз, болезни нервной системы.

Работая в данном направлении важно сознавать, что ни одна физкультурно-оздоровительная программа образования, даже самая лучшая, не сможет дать хороший результат, если она решается отдельно от семьи, если в учреждении не создана связь «дети – родители – педагогика». Необходимо добиваться, чтобы с первых минут пробуждения ребёнка семья активно включалась в программу оздоровления. 

 

Литература:

1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания дошкольного возраста. М. Владос, 2001. 176 с.

2. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. М.: Просвещение, 2002. 110 с.

3. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». М.: Академия, 2006. 272 с.