Организация мини-музеев, выставок, экспозиций совместно с родителями

Попова Ольга Васильевна
Рябинина Елена Александровна

Старший воспитатель, МДОУ №84 "Тополёк", г. Вологда
Воспитатель, МДОУ №84 "Тополёк", г. Вологда

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Попова О.В., Рябинина Е.А. Организация мини-музеев, выставок, экспозиций совместно с родителями // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 238049


 

В статье 18 ФЗ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». 

В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями стало обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребёнка.

Почему мы решили создать именно мини-музеи?

Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть наших детей, не была в музее. Причины самые разные. Многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». А другим папам и мамам не приходит в голову такая идея экскурсий. 

Перед нами встал вопрос: Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать музей самостоятельно – «Русская матрёшка», собрали экспонаты, презентовали свой мини-музей на родительском собрании.

Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями совместно с родителями мы провели серьёзную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представление детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям порекомендовали посетить с детьми действующие музеи и выставки нашего города.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно: Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы предаём особое значение такой педагогической возможности мини-музея, как максимальное и системное использование принципа наглядности, а именно – демонстрация экспонатов, возможность прикоснуться к ним. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнёрами.

Совместно с детьми и их родителями были созданы разнообразные семейные коллекции, подобрана литература. Родители предоставили для экспозиций различные семейные ценности коллекции. Все они в последствии стали экспонатами и были представлены в экспозициях мини-музеях. 

Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. 

Такая работа помогает решать следующие задачи:

  • Выявление творческих способностей детей,
  • Расширение представлений о содержании музейной культуры,
  • Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

В подготовке экскурсоводов нам так же помогали родители, они готовили с детьми речь, а порой и сами становились экскурсоводами совместно с ребёнком. Открытие мини музея может проходить в присутствии родителей, с перерезыванием ленточки и с напутственными словами, в форме игры путешествия, игры драматизации, творческой гостиной.

Мини музей может быть любым, насколько хватает фантазии родителей и воспитателей В своей работе начали использовать мини-музеи с младшей группы. Это были такие музеи как «Русская матрёшка», «Дымковская игрушка», «Чудеса из дерева».

Очень часто мини - музеи являются итогом или частью проектной деятельности. Например: « Мини-музей хлеба» - часть проекта «Хлеб всему голова»

«Музей льна», «Ох, уж эти валенки», «Народные промыслы», «Музей русского пряника» - часть большого педагогического проекта по приобщению дошкольников к истокам народной культуры который реализуется в группе на протяжении всего учебного года

Мини-музей «Вредная и здоровая еда» - итог проекта «Я за здоровый образ жизни»

Дети в старшем дошкольном возрасте очень любят коллекционировать, и родители в этом – первые помощники. Коллекции бывают различные от самых простых до эксклюзивных (Игрушки из «киндер сюрпризов», мягкие игрушки, фигурки снеговиков, различных животных, динозавры, машинки, ручки, пуговицы, часы, новогодние игрушки и многое другое…). Дети и их родители с удовольствием делятся своим увлечением с воспитанниками нашей группы и презентуют свои коллекции.

С помощью родителей мы регулярно оформляем тематические выставки: «Военная техника» - к 23 февраля, «Весёлые снеговики», «Космические просторы», 

Так же в своей работе мы активно используем совместные выставки творчества детей и родителей, в которых родители принимают активное участие: «Мастера – золотые руки», «Новогоднее чудо», «Осенний букет», «Весеннее настроение» и многое другое. 

Работа по созданию мини музеев, выставок увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, доставляет взаимное удовлетворение.

Через формирование «образа музея» мы познакомили родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику, привлекли родителей к проведению активного досуга в выходные дни (посещая музеи города), вовлекли родителей в познавательный диалог с детьми и приобщили родителей к совместной работе с воспитателем по подготовке, сбору и изготовлению выставочных и экспозиционных работ.

Хочется добавить, что от участия родителей в работе выигрывают все. Дети - дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.