Ершова Валерия Викторовна
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №242», г. Новокузнецк
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ершова В.В. Использование мнемотехники в развитии связной речи // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 25.11.2024).
Заказ № 236059
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями, описаниями, речь детей - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
Поэтому педагогическое воздействие – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.
Начиная свою работу по данной проблеме, я рассмотрела факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из факторов, по мнению С.Л. Рубейштейна, Л.В. Эльконина – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора я выделила -создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский, он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя, совершенствуя их по-своему в течении несколько лет мы используем в своей работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники.
В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по – разному:
В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно – схематическими моделями, В.П. Глухов блоками – квадратами, Л.В. Ефименкова - схемой составления рассказа.
Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранении и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже – мнемотаблицам.
На первых этапах обучения связной речи удобнее всего пользоваться мнемодорожкой, так как она несет в себе обучающую информацию в небольшом количестве. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Мнемодорожка может быть как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и в графическом варианте с набросками легких контурных линий и штрихов.
Особое место в работе с детьми в этом направлении занимают мнемотаблицы и схемы – моделей.
Мнемотаблицы – это схема, в которою заложена определенная информация.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частичное графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я использую их для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывание загадок, при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, мы разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы используем цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: лимон – желтого цвета, лягушка – зеленая, ягодка- красная. Позже – мы усложняем или заменяем другой заставкой – изобразить персонаж в графическом виде. Например: лиса-состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой, коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы создаем в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Для систематичности знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Т.М. Бондаренко, В. К, Воробьевой, Т.А. Ткаченко. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому изменив их, мы составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Наиболее трудный вид монологической речи - описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление), чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку дается очень трудно.
Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построены, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.
Работа на занятиях по мнемотаблицам строем в 3 этапа.
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц мы создаем разнообразные дидактические игры. Параллельно с этой работой используем речевые игры, настольно – печатные игры, которые помогают детях научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Считаем, что применять модельные схемы, можно и на других занятиях, в других видах деятельности (продуктивная деятельность, театральная деятельность и др.).
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных методов, наглядных пособий, дает свои результаты. Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельно, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативность коррекционной работы.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.