Стременецкая Ирина Степановна
Учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ 3 пос. Ванино, Хабаровский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Стременецкая И.С. Методическая разработка "Работа с понятиями и терминами на уроке истории" // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 229747
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к методической разработке "Работа с понятиями и терминами на уроке истории"
Успешное усвоение знаний по истории невозможно без мыслительной деятельности. А понятие — основа мыслительной деятельности. История — наука, система знаний, и, чтобы понять логику исторического процесса, взаимосвязь событий, чтобы научиться выдвигать суждения и делать умозаключения, ученик должен владеть понятийным мышлением, знать и уметь пользоваться понятиями [1].
Думаю, что нет преподавателя, который бы не сталкивался на уроках, на индивидуальных или групповых занятиях с проблемойтерминологической безграмотности учащихся, с затруднениями в определениитех или иных научных терминов, в понимании их сущности, а также в свободном использованиитерминологии в учебной и научно-исследовательской деятельности. Чтобы благополучно миновать рифы ЕГЭ или ОГЭ, сдающий экзамен точно также, если не больше, заинтересован в точном понимании того или иного термина. Дети (подчас и взрослые) часто путают понятия. В истории таких понятий очень много. Например, когда звучит слово «приказ»возникает ассоциация с документом, а Земский собор– с храмом.
Безусловно, можно запастись огромным количеством словарей исторических терминов и к уроку механически заучивать те понятия, которые необходимы к данной теме. Но механическое заучивание скоротечно. А нам надо добиться вдумчивого понимания термина [2].
В методической литературе можно найти множество приемов работы с понятиями. Например:
Однако,«…чужой опыт перенять нельзя, задача извлечь из опыта идею» («Афоризмы и размышлизмы», народный учитель Юрий Иванович Латышев) [3].
Проанализировав чужой опыт, я извлекла идею, которую хочу представить вам, уважаемые коллеги.
Методы и приемы работы с терминами
Работа с терминами на уроках истории может осуществляться на всех его этапах: при изучении нового материала, его закреплении, проверке знаний, умений и навыков.
Терминологическую работу учитель должен проводить в системе ненавязчиво, то есть в сочетании с теми методами и приемами, которые формируют знания учащихся. Это необходимо особенно в тех случаях, когда на уроке вводится большое число терминов.
Обучение учащихся приемам работы с понятиями осуществляется в основном в ходе знакомства с новым материалом.
Записывая понятие, учащиеся тренируются в его правильном написании, произношении, запоминании, что способствует установлению связей между различными типами памяти.
Приведу пример работы с понятием «сословие». (История России, XVI-XVIIвека, 7 класс, Е.В. Пчелов, П.В. Лукин)
Этап 1: запись определения.
Сословия – группы населения, отличающиеся по своим правам, привилегиям (или их отсутствием) и обязанностям. (работа с учебником)
Этап 2: выделение основных слов, которые помогут запомнить определение
группы
права
привилегии
обязанности
Этап 3: внимательно прочитайте определение и повторите его про себя, закрыв глаза (с закрытыми глазами ребята воспроизводят написанное в тетради)
Слова, выделенные из определения, знакомые ребятам, помогут семиклассникам осознанно запомнить термин.
Этап 4: составление кроссворда наоборот
С |
О |
С |
Л |
О |
В |
И |
Я |
Задание: все слова, характеризующие определение, должны найти свое место. Можно усложнить задание: подобрать слова, которые характеризуют понятие, но не указаны в определении. Вопросы к словам составлять не надо, потому и кроссворд – наоборот.
Приложение 1
Итак, приведенные выше примеры работы с терминами при изучении нового материала показывают, что они органически вписываются в процесс формирования понятий, способствуют лучшему их усвоению и запоминанию терминов.
Терминологическая работа, начатая при изучении нового материала, должна быть продолжена и при его закреплении. Поскольку закрепляется не весь материал темы урока, а только главные, ведущие понятия, то, естественно, происходит и отбор терминов. Давая задания выясняющие, насколько понятен и усвоен новый материал, может включать специальные приемы, направленные на работу с терминами и способствующие уточнению конкретизации, закреплению в памяти основных понятий урока и терминов их обозначающих.
Сопоставление схем и заполнение таблиц – это эффективные приемы работы с терминами при закреплении знаний.
Подобное задание должно входить в домашнее задание – это важная часть процесса обучения, которая способствует усвоению, конкретизации учебного материала, помогает развивать навыки самостоятельной работы, повышает познавательную активность учащихся. Учитывая задачи обучения в современной школе, неэффективно давать задания, требующие простого чтения материала или пересказа. Домашнее задание должно логически увязываться с изучаемым материалом, с учебными задачами.
Этап 5: работа дома
Понятие «сословие» является ключевым в теме «Общественный строй России в начале XVIвека». Предлагаю рассмотреть сословия российского общества и заполнить таблицу:
Понятие |
Ассоциация |
Определение |
Бояре |
|
|
Дворяне |
|
|
Духовенство |
|
|
Крестьянство |
|
|
Заполняя таблицу, ребята должны использовать не только слова, но и картинки, которые, по их мнению, ассоциируются с понятием.
На следующем уроке начинаем с понятия «сословия». При помощи таблицы представляем основные сословия, давая краткую характеристику каждому из них.
Приложение 1. Работы учащихся. «Сословия»
Приложение 2. Работы учащихся. «Монархия»
Проверка знаний
Предлагаю варианты проверки усвоения темы «Общественный строй России в начале XVIвека»:
Проведение опроса осуществляется с помощью «игровых» карточек с номерами вопросов и бочонков. Учитель поочередно вынимает бочонки из мешочка и сообщает номер вопроса. Ученики, у которых на карточке значится выпавший номер, и должны отвечать на поставленный вопрос.
Как правило, все вопросы, на которые ученикам необходимо дать утвердительный или отрицательный ответ, начинаются одинаково: «Верно ли, что…». Вопросы для проведения проверки может составить сам педагог или такое задание заранее можно предложить нескольким учащимся. Учителю же к уроку следует подготовить «игровые» карточки для ответов обучающихся и презентацию на основе составленных вопросов.
Примеры вопросов по понятию «сословия»:
Верно ли, что сословия – это группы людей, которые ничем друг от друга не отличаются?
Верно ли, что князья и бояре – вотчинники землевладельцы?
Верно ли, что после окончания службы дворянам оставляли земельные владения?
Верно ли, что понятия дворяне и помещики однопорядковые?
Верно ли, что духовенство делилось на белое и красное?
Верно ли, что городское население состояло из купцов и посадских людей?
Количество таких вопросов варьируется от 10 до 20 в зависимости от класса и уровня его подготовки.
Одноразовое общение с терминами не дает положительных результатов, поэтому осуществляя терминологическую работу, учитель должен помнить, что желаемый эффект можно получить в случае систематической работы с терминами, а не от случая к случаю, и в сочетании разнообразных приемов.
Таким образом, на уроках разных типов можно использовать разные приемы терминологической работы, причем они выступают не как самоцель, а как приемы, способствующие в первую очередь развитию мыслительной деятельности учащихся, усвоению понятий и, конечно, запоминанию самих терминов.
Результативность
В начале и конце учебного года провожу срез в виде контрольной работы с целью получения материала для оценки систематической работе по формированию понятийного аппарата.
Таким образом, на основе полученных результатов мы видим, что целенаправленная работа с терминами на уроках истории положительно влияет на повышение качества знаний обучающихся и является одним из условий повышения понимания исторических событий, явлений, процессов.
Литература: