Методическая разработка "Ознакомления детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Шевченко Раиса Григорьевна

Старший воспитатель, МКДОУ детский сад "Незабудка", Иркутская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шевченко Р.Г. Методическая разработка "Ознакомления детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование" // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 224666


 

Представляю Вашему вниманию методическую разработку непосредственно образовательной деятельности (ознакомление с окружающим миром через детское экспериментирование), в 1 младшей группе общеразвивающей направленности. 

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо пополнить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно. Методического материала для детей раннего возраста недостаточно, который могли использовать воспитатели во время проведения непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливаются его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Поэтому мной было решено разработать методические рекомендации по детскому экспериментированию для воспитателей и внедрить в практику в определённой последовательности и с постепенным накоплением знаний. Изучая литературу, стало понятно, какое положительное влияние могут оказать игры – экспериментирование с водой и песком, глиной и бумагой и так далее. Все занятия по экспериментированию помогают малышам адаптироваться в детском саду, учат познавать окружающий мир, и помогают общению взрослого с ребёнком. 

Встала задача: разработать собственную методическую основу по применению данного метода с практическим ведением его в деятельность.

Были проведены следующие процедуры:

- изучение работы по вопросу экспериментирования таких ведущих авторов как А.Н. Поддьяков, Л.Н. Прохоров, О.В. Дыбина, А.И.Савенкова и др.

- разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению опытно – экспериментальной деятельности;

- подобран дидактический материал и оборудование для игр с водой, песком, глиной, бумагой, камнями и т.д.

- проведены ряд семинаров – практикумов для воспитателей по данной теме.

Предмет работы: игры и экспериментирование детей 2-3-го года жизни.

Объект работы: содержание формы организации, методы и приемы экспериментирования в I младшей группе.

Цель работы: изучение, подбор содержания эффективных форм и методов руководства экспериментирования детей. Создание предметно-развивающей седы, стимулирующей экспериментирование детей I младшей группы.

Задачи:

Изучение теоретической, практической темы, методы экспериментирования.

Проявление самостоятельного и совместного экспериментирования у детей 2-3-го года жизни.

Систематизация содержания методов и приемов организации экспериментирования в I младшей группе.

Внедрение рекомендаций для воспитателей и родителей по

данной теме.

Задачи работы с детьми:

Развивать физические качества дошкольников при содействии с песком и водой, глиной и камнем, бумагой и светом, что способствует укреплению детского организма.

Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. 

Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».

Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему миру, желание оберегать и создавать красивое.

Выражать словами свои ощущения, свойства и признаки материалов, предметов.

Каждая задача, встающая перед ребенком – это проблема, которую он решает через деятельность – экспериментирования. Освоенный ребенком способ деятельности преобразуется в умения, пусть ещё не такие крепкие умения, но в дальнейшем они окажут положительный результат в исследовательской деятельности.

 

Младший возраст - период активного экспериментирования ребёнка с окружающим миром

Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у детей интерес. Мы знаем, что малыши это первые исследователи, они всё вокруг себя познают с большим интересом. 

Часто взрослые спорят о том, что маленькие дети могут научиться важным вещам. В тоже время мы, знаем, что в этом раннем возрасте у детей развивается любознательность, ребёнок через исследования приобретает опыт, развивается интеллект ребёнка

Надо помнить, что интеллектуальное развитие осуществляется не только под руководством взрослого, но и в свободной, самостоятельной деятельности.

При свободной деятельности по экспериментированию ребёнок получает новую информацию, проводит связь между собственными действиями и окружающим миром.

В 1990-е гг. профессор, академик Академии творческой педагогики РАО

Н.Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Эта идея не всеми была понята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясным, что между этими двумя взглядами нет противоречия. Игра и экспериментирование объединены в одно значение играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность. 

Самостоятельное экспериментирование позволяет ребёнку применять разнообразные способы действий с предметом, а главное в это время он не задумывается над своими ошибками. Вот почему в младшем возрасте как можно больше давать детям свободу действий, не акцентировать внимание на его ошибках, разрешать «распахивать» творчество на изучаемый предмет. Знакомясь с новым предметом, ребёнок порой сам не замечает, кто за ним наблюдает, что надо уже обедать, а вот все дети пошли собираться на прогулку. Маленький исследователь остаётся наедине с предметом, новыми знаниями. Ребёнок, открывая новые знания, стремиться их продемонстрировать самостоятельно. Например – бросают предметы в воду, и наблюдают, тонут или нет, а может быть, кораблик бумажный поплывёт?

Любопытство проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим:

- сразу же исследовать его;

- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами;

- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми

Федеральный государственный образовательный стандарт рекомендует подход, где возможность совместной деятельности ребёнка и взрослого, совместная деятельность детей и проявление самостоятельности. А это предполагает метод проб и ошибок, опыта, поиска, экспериментирования с последующими итоговыми материалами, выводами.

 Воспитатели 1й младшей группы в начале и в конце учебного года провели индивидуальный мониторинг вывод:

1. В начале учебного года только 17% (исследовали новые предметы, высказывали гордость и удовлетворение при овладении новыми навыками);

2. Анализ достижений детей группы показал также, что только 18% детей на начало учебного года включалась в решение проблем игрушек (умоем куклу Машу, кораблик плывёт по морю, замок из песка и т.д.) 

К концу учебного года, большинство детей охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции; 

- проявляют самостоятельность (разлить в пластмассовые стаканчики воду, почему вода, сладкая, солёная, кислая, камень тёплый, бумага мокрая, цветная и т.д.);

- у детей проявляется выраженная любознательность, умение найти себе занятие, 

- овладевают активной речью, пользуется ей в целях общения, так же во время организованной и самостоятельной деятельности.

 

Игра учит, игра воспитывает, игра развивает

Игра – это обширное понятие. В него входят манипуляция ребенка игрушкой.

Еще Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию

Попытка разграничить игру и экспериментирование – не чисто теоретический вопрос. От его разрешения зависит построение методики обучения ребенка раннего и дошкольного возраста.

Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с предметом, практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Познавая объект, и одновременно получая знания, у ребёнка развивается мышление.

Обладая мышлением, ребенок действует предметами, знакомится с их свойствами.

Мы знаем, что 3 месяцев ребенок запоминает то, что может усвоить с помощью органов чувств. С 3 месяцев до 3 лет в память загружаются речь (языковые значения, которыми пользуются окружающие), сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В это время ребёнку надо запомнить, как выглядит каждый объект, как он звучит, какой имеет вкус и запах, какие ощущения и во что превращает при разных воздействиях. Поэтому уже в младшем возрасте необходимо давать ребёнку как можно больше знаний, впечатлений, для того чтобы эти знания пополнялись, умножались. Только любопытство ребёнка и правильно организационная работа воспитателя может повести за собой малыша в мир эксперимента.

Например, ребенок приближается к кошке, а она убегает, хочет поймать птичку, а она улетает. У ребёнка возникает вопрос, а как узнать, что происходит с каждым из окружающих предметов? Всё надо изучить, всё попробовать, потрогать. Ребёнок узнаёт, что яблоко имеет запах, конфета сладкая, соль солёная. Для воспитателя необходимо создавать такие условия, чтобы все эти знания ребёнок мог «унести» с собой в дальнейшую жизнь. В младшем возрасте дети любят многократное повторение, что необходимо об этом помнить. Поэтому все знания и эксперименты мы должны преподносить детям в игровой форме. Им легко запомнить, а в дальнейшем применить эти знания в игре самостоятельно.

К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие ощущения возникают у ребенка при лишении возможности экспериментировать. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, который должен развиваться с каждым годом, и пополняться новыми знаниями.

 

Развивающая предметно – пространственная среда в детском саду

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника в 1й младшей группе (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, О.В.Добина, О.Л.Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к каждой группе. Для этого в группе должно быть такое оборудование, которое отвечает требования:

- безопасность;

- доступность;

- соответствие возрасту детей;

- постепенное пополнение материала;

- соответствует тематике.

Главный принцип состоит в том, чтобы уголок экспериментирования был наполнен таким материалом, который интерес детям. 

Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. Способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детстве. Дети, притрагиваясь к предметам, начинают познавать качества материалов и в этом им окажут большую помощь игры с песком, водой, глиной, камнем, бумагой и т.д. 

Высоко оценивала значение игр с природными материалами гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов

В этом возрасте дети должны познавая мир притрагиваться и знакомиться с предметами. В каждой группе необходимо оборудовать уголок экспериментирования.

Уголок «Водяное царство», «Песочный замок»» помогает восприятию в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет.

Организуя игры с водой и песком, не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок мы пересыпаем из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапываем различные предметы и откапываем их, строим горки, дорожки и т. д. Считаю, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.

Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней расслабленности малыша.

Работа с детьми в уголках требует определенных условий:

- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;

- необходимо запастись непромокаемыми фартуками;

- комплектации: для игр с песком – совки, разнообразные формочки, не крупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и др. геометрические формы разных размеров и цветов), палочки, грабли, сито, ведерки; 

- для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, лягушек, кораблики), мерные ложки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «Что плавает – что тонет?»);

- набор цветных камешков, ракушек, водяные мельницы, лейки, воронки, сито; - коллекции тканей, бумаги, запахов, природных материалов (шишки, желуди и т. п.); 

- различные крышки от банок, прищепки, губки, крупы (рис, гречка, манка, пшено);

- бумага разного цвета, качества (гофрированная, ламинированная, прозрачная, глянцевая);

- камни маленькие, разнообразной конфигурации (кирпич, уголь, гипсовый).

Для детей 2-3 лет необходимо оборудовать уголок экспериментирование, так как он считаю основной для связи ребёнка с природой, связь с открытием новых знаний, и взаимосвязь с взрослым. Младший дошкольный возраст – возраст почемучек? Доминирующим детским вопросом становится «почему?». Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. В этом возрасте дети с удовольствием слушают сказки, но еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослых и стремятся установить все связи самостоятельно. 

Как доказал Н.Н. Поддьяков, - «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, поэтому именно в игровой деятельности ярко проявляется самостоятельность ребёнка. 

В процессе исследовательской деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом

природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия друг с другом;

- познавательный: тренирует мыслительный процессы, 

- личностный: узнает свои личные возможности;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

 

Самостоятельное экспериментирование как возможность помочь ребенку опробовать разные способы действий

Первая младшая группа детского сада — одна из первых ступеней социализации в жизни ребёнка. Организуя экспериментальную деятельность младших дошкольников, воспитатель обязан учитывать возрастные особенности детей:

- На втором году жизни ребёнок овладевает предметной деятельностью. Он наблюдает, как взрослые манипулируют и орудуют вещами (посудой, инструментами, одеждой, мебелью и т. д.), и старается использовать их так же, по назначению. Ребёнок соотносит предметы между собой (складывает башенку из кубиков, составляет пирамидку из колец), употребляет как орудия (ест ложкой и вилкой, чертит палочкой на песке).

- Впечатления от исследования окружающей действительности накапливаются и способствуют овладению речью. Дети трёх лет активно разговаривают, понимают обращения и просьбы взрослых, воспринимают не направленные на них высказывания. Речь становится средством активного познания окружающей действительности.

- У трёхлетнего ребёнка появляются новые виды деятельности — игровая и продуктивная. Дети создают первые рисунки и с удовольствием рассказывают, что изображено в их «каракулях».

- С каждым годом внимание становится всё более концентрированным. Но педагогу следует помнить, что без заинтересованности ребёнок не сможет максимально исследовать предмет или явление. В экспериментировании с детьми младшего возраста используются разнообразные приёмы для создания мотивации и формы работы.

- Развивается восприятие предметов. В полтора года ребёнок называет один признак, наиболее ярко характеризующий объект (вода — мокрая, снег — холодный, камень — твёрдый). К трём годам он знает геометрические формы и цвета, может кратко описать свойства предмета (лёд — холодный, твёрдый, прозрачный; песок — сухой, сыпучий). Развивая наблюдательность детей, воспитатель должен помнить, что психика и мышление в этом возрасте происходит стремительно. Желание ребёнка экспериментировать, получать новые знания должно поощряться воспитателем.

Воспитатель обязан помочь ребёнку раскрыть и проявить свои способности. Делать так, чтобы новые знания не давать в готовом виде, а учить ребёнка их добывать. Ребёнок при получении новых знаний испытывает радость. Они учатся действовать методом проб и ошибок.

 В 2–3 года дети начинают принимать участие в совместной экспериментальной деятельности с воспитателем. Пока в этом возрасте они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

В группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:

- наборы для опытов с инструкциями-картинками;

- игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

- различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

- измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

- инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

- другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

Занятия проходят, как индивидуально, так и со всей группой. Полученные знания и навыки на занятии дети применяют в самостоятельной свободной деятельности. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой систему, в которую включены опыты, осуществляемые в разных видах деятельности; наблюдения, выполняемые детьми самостоятельно в предметно - развивающей среде группе, например: опыт работы с магнитами, бумагой.

В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы вводятся детьми самостоятельно, как результат постановки опыта. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем все материалы оборудования для проведения опыта вносятся в развивающую предметно - пространственную среду группы. Чтобы дети самостоятельно могли экспериментировать приборы и конструкции должны быть безопасны, просты в обращении и доступны. 

В процессе экспериментирования ребенку необходимо заинтересоваться исследуемым предметом и ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это буду делать? Например:

1. С водой: тонет - не тонет предмет.

2. Прочный дом из песка или развалиться?

3. Где быстрей растает кусок сахара, в тёплой или холодной воде?

Организация самостоятельной деятельности ребенка, обеспечивающая его развитие, возможно при выполнении двух условий:

1. Стать участником совместного поиска.

2. Включиться самостоятельно в эксперимент. Например: что быстрее надуем (шарик или резиновые перчатки). 

Во время экспериментирования с лупой дети самостоятельно рассматривают различные предметы, друг друга, делают свои выводы. Например: цветок на листочке, перышко. Учить детей самостоятельно делать выводы в данном возрасте ещё рано, но подводить их к выводам обязательно. Например: где сахар быстрей растворился в тёплой или холодной воде, какой домик прочный из песка или дерева. Детям нравится самостоятельно действовать предметами, выявляя их особенности, действия. Развивается познавательная активность, появляется интерес к исследовательской деятельности.

Вывод: дать детям возможность самостоятельно экспериментировать только тогда, когда дети хорошо поймут для чего, зачем и почему они экспериментируют. Дети, усвоив знания, способны к самостоятельности, где взрослый в состоянии оценить то, как ребёнок усвоил знания. 

 

Взаимодействие с родителями по экспериментированию

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей. С этой целью мы проводим:

Родительские собрания – практикумы по теме «Маленький почемучка», «Экспериментируем дома»

Консультация «Познаем природу» (через наблюдения при прогулке с мамой).

Провели анкетирование: «Нужно ли в этом возрасте с детьми экспериментировать?»

По результатам опроса оформили для родителей выставку предметы для проведения экспериментирования.

Провели мастер – класс для родителей, чем можно заняться с ребёнком дома - «Где прячется воздух?».

Совместно с детьми и родителями провели целевую прогулку на территории детского сада в «Уголок леса», где все вместе рассмотрели при помощи лупы листья берёзы и черёмухи, лист сухой и зелёный.

Подводя к теме, хочу сказать, где, как не в семье, ребенок получает возможность включаться в совместные действия с взрослым, осваивая все их разнообразие и сложность? Вместе с мамой или бабушкой можно посадить горох на грядку, ухаживать, поливать, рыхлить и любоваться результатом. Но главное не забыть закрепить результат экспериментами можно через фотографии, детские рисунки. Как же так получилась большая сочная морковка. Что нам надо, чтобы выросла такая морковка? На лето родителям раздаём темы проектов по экспериментированию: «Самый лучший горох», «Выращивание подсолнуха», «Наблюдаем за лягушкой». 

Если взрослые позволяют ребенку по мере возможности и с учетом безопасности участвовать в их домашних делах, малыш не только узнает много нового, он приобретет опыт переживаний радости от совместной деятельности, ее хорошего результата. Если рядом с вами ребёнок что- то творит и радуется своему результату – это радость для вас. Если же вы, вместе с ребёнком радуясь от положительного результата вашей деятельности, то это вас сближает. В конце концов, ребёнок уже в 3 года научится понимать, что любое дело должно сделано хорошо. Родители не должны ограничивать для того, чтобы он почувствовал уверенность в своих силах. Но нельзя оставлять без внимания все промахи малыша, задача взрослых – вводить его действия в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей.

 

Вывод: взрослый ведёт ребёнка в мир познания, ошибок, радостей и открытий. Надо всегда помнить, что мы, взрослые для ребёнка первые кто открывает ему мир на всё, что его окружает. Ведите его смело по жизни, но совсем скоро он будет вам делать новые открытия, и кто знает, может быть именно он будет открыватель чего- то нового и интересного. В этом будет и наша заслуга. 

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

В начале учебного года, на первом родительском собрании сообщаем родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовить памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.

Создаём фото выставку детской экспериментаторской деятельности.

В конце учебного года проводимитоговое родительское собрание, на котором родителямпредставлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказывают о своих впечатлениях

 

Аналитическая записка об итогах реализации методической разработки

Анализ образовательной деятельности показал, что воспитатели группы побуждает детей к использованию поисковых действий, решение проблемной ситуаций, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление, развивается речь у ребёнка.

Совместная деятельность взрослого и детей показал, что совместная деятельность несёт только положительные качества. Желание ребёнка вступать в практическую деятельность с желанием. Ребёнок чувствует рядом хорошую поддержку и в своевременную помощь, если она нужна.

Дети принимают участие в экспериментировании, но нуждаются в помощи взрослого, в речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы. Дети с большим желанием ухаживают за комнатными растениями, поливают, обтирают листочки. На прогулки с воспитателем кормят птичек. Дети любят купать кукол, стирать платье куклы. В это самое время, когда ребёнок поливает цветок, он закрепляет знания о том, что цветок растёт потому, что мы его поем водой. 

Воспитателям группы стараются разнообразить формы работы с детьми по экспериментированию.

Дети проявляют познавательный интерес к объектам природы, любознательность, с удовольствием участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, часто задают вопросы, познавательный интерес в наблюдениях проявляется, но не устойчив.