Взаимодействие с семьёй (из опыта работы)

Николаева Эльвира Станиславовна
Корняева Ольга Юрьевна

Воспитатель, ГБОУ школа 141, г. Москва
Воспитатель, ГБОУ школа 141, г. Москва

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Николаева Э.С., Корняева О.Ю. Взаимодействие с семьёй (из опыта работы) // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 222832


 

«Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей» (программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. А. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

В этой статье мы хотим поделиться своим опытом сотрудничества с родителями. Воспитатели стараются привлечь родителей к различным видам деятельности - это и традиционные конкурсы совместных работ, и участие в подготовке к праздникам и многое другое. В этом учебном году мы решили ввести новый для нас вид сотрудничества – совместная (педагог, родитель, ребенок) подготовка презентации нового материала по ознакомлению с окружающим миром.

Реализация учебного процесса в программе «От рождения до школы» основана на тематическом планировании. В рамках больших тематических периодов для удобства усвоения детьми учебного материала он разбивается на определенные лексические темы. Каждую неделю мы стараемся представить группе презентацию материала в виде альбома и рассказа, заранее подготовленного ребенком с родителями.

Перед тем, как родителям поручается подготовить с ребенком то, или иное сообщение по теме, с ним проводится консультация. На ней мы подробно обсуждаем детали будущего сообщения: тему, подробный план, детализацию рассказа. Воспитатель подробно объясняет, как составить, в доступной для ребенка форме, небольшой рассказ. При затруднениях мы рекомендуем использовать рассказ воспитателя полностью. Родителям остается добавить от себя несколько предложений. Подобрать с ребенком понравившиеся картинки. Оформить все это в альбом. И подготовить с ребенком рассказ. Это реально и как правило не вызывает трудностей. Тем более что на подготовку работы отводится около двух недель. Все, и взрослые, и дети очень ответственно подходят к делу. Ведь это совместный труд и творчество родителей и ребенка. Отказов мы еще не получали. 

Подбор тем осуществляется, если это возможно, с учетом интересов и рода занятий родителей ребенка. Кому как не врачу поручить рассказать о гигиене, профессиональному спортсмену о пользе ЗОЖ, многодетной маме о семье (лексические темы в рамках тематического периода «Я вырасту здоровым»).  Родителей ребенка, которые часто бывают во Франции, мы попросили составить рассказ о празднике «День каштанов», который ежегодно устраивают во Франции осенью (лексическая тема «Золотая осень»).


 Как правило, даже малоактивные дети с удовольствием выступают со своими «докладами». Ребенок или у доски, или в игровой зоне на ковре, выступает перед ребятами со своим сообщением, демонстрируя при этом альбом с картинками. При необходимости взрослый помогает ребенку. Но практика показала, что это требуется в редких случаях, так как ребенок в старшей группе уже сам запоминает одно-два предложения сопровождающих картинку. 


Иногда возможно несколько оживить рассказ. Так сообщение о грибах мухоморах ребенок представлял в костюме мухомора.             

 

Во время рассказа о дне каштанов, каштаны были во множестве рассыпаны на ковре.

 

После рассказа о русской национальной одежде дети с удовольствием рассматривали сувенирные валенки и лапти.   

 

За редким исключением ребята всегда внимательно слушают выступающего. 

Затем мы устраиваем обсуждение. Обращаем внимание детей на те или иные факты, проговариваем некоторые ключевые предложения, делаем выводы. В конце благодарим «докладчика» за интересный рассказ. 

Такие выступления способствует дисциплинированности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, развивают любознательность и интерес к окружающему миру.  

Целесообразно, если дальнейшую деятельность детей перекликается с темой сообщения. Так после рассказа о гигиене, мы читали уже полюбившуюся сказку К. Чуковского «Мойдодыр». После сообщения о ЗОЖ - проводили физкультуру на воздухе. 

Рассказ о французском празднике вдохновил ребят на творчество. Мы провели ручной труд с использованием природного материала под названием «Каштановая фантазия». 


Сообщение о ядовитых мухоморах перешло в НОД по аппликации. 


После доклада об истории праздника «День народного единства» мы с ребятами мастерили флажки.  


Приведем пример оформленного альбома по этой теме

Все альбомы детей хранятся в книжном уголке группы. 

 


Мы заметили, что ребята, время от времени сами достают особенно красиво оформленные работы. И подолгу, небольшими группами рассматривают их. 

 

 

Читающие дети разбирают текст.

Впереди у нас много задумок, это и «Зимние забавы на Руси» и «Деды Морозы разных стран», «Мой домашний питомец», «Профессии папы и мамы» и многое, многое другое. Поэтому работа с родителями, вернее сотрудничество с ними в нашем деле просто необходимо. Ведь делаем мы все ради ребенка и на благо ребенка!