Как прекрасен мир звучащий!

Кирьянова Валентина Владимировна

Музыкальный руководитель, МБДОУ №27, ст. Темиргоевская, Краснодарский край, Курганинский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кирьянова В.В. Как прекрасен мир звучащий! // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 210456


 

Занятие «Как прекрасен мир звучащий!», муз.рук. Кирьянова В.В.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Музыка.

Интеграция областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Цель:

 Помочь детям ощутить радость рождения музыки, используя элементы познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1.Побуждать детей вслушиваться в окружающий мир звуков.

2. Помочь совершить открытие, откуда берется музыка.

3. Вызвать желание самим придумывать музыку путём преобразования шумовых звуков в музыкальные, используя музыкальные инструменты.

4. Способствовать развитию познавательской активности.

Развивающие:

1. Развивать музыкальный слух путём дифференцировки звуков на шумовые и музыкальные.

2. Развивать музыкально-сенсорное восприятие тембра музыкальных звуков.

3. Побуждать эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру слушания музыки.

2. Воспитывать любовь к природе, видеть её красоту.

3. Формировать доброе отношение друг к другу и бережное к окружающему нас миру.

 

Материал и оборудование:

Фортепиано, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «В мире звуков», фрагмент видео фильма «Времена года», муз. А. Вивальди «Зима», муз. центр, ф-мы(-) «Всё вокруг звучит», муз. Н. Тананко, «Лесная песенка»,муз. С. Суэтова, столик для экспериментов, магнитная доска, плакат («невмы»), ф-то Г. Ареццо, камертон, стакан с водой, картонная трубка, детские муз.инструменты, шапочки лесных зверей, корзина с погремушками, разноцветные нотки.

Предварительная работа:

Эксперименты со звуком: «Свистящий шарик», «Звуковой торнадо», «Радар в свистке», «Бумажная хлопушка».

Разучивание стихов о музыке, песен: «Слово на ладошках», муз. Е. Попляновой, «Всё вокруг звучит», муз. Н. Тананко, речевой игры И. Бодраченко «Утром рано я встаю», упражнений «Доброе утро» и «Здравствуйте, ладошки», танца «Шёл по лесу музыкант», муз. С. Суэтова «Лесная песенка».

Знакомство с 4-мя группами муз. инструментов.

Беседа с детьми о меланотерапии.

 

Драматургия занятия:

  1. Организационный момент.

Муз-ритм., коммуникативная игра «Здравствуйте» (дат.нар. мелодия)

Валеологическое упражнение «Доброе утро».

Упражнение для голоса: «Здравствуйте, ладошки».

 

  1. Основная часть.

Беседа «Мир музыки вокруг нас». Стихи о звуках.

Речевая игра «Утром рано я встаю» И. Бодраченко.

Эксперименты со звуком(камертон). Дать понятие «Вибрация», «Частота» «Невмы».

Муз-дид. игра «В мире звуков». Презентация.

 «Слово на ладошках», муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой (муз.творчество). 

Песня «Всё вокруг звучит» Н. Тананко-исполнение.

 

  1. Заключительная часть.

«Миф об Орфее». «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика Глюка.

Танец-импровизация с муз.инструментами «Шёл по лесу музыкант» на музыку «Лесная песенка» С. Суэтова-исполнение.

Итог занятия.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку (по выбору муз. руководителя)

Музыкально-ритмическая разминка «Здравствуйте» (дат.нар. мел.)

Муз. руководитель:

Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

(Н. Красильников.)

Валеологическое упражнение «Доброе утро».

Доброе утро! Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее.

Мы погладим лобик, и носик, и щечки.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

Разотрём ладошки сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Уши мы теперь потрём и здоровье сбережём.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

Муз.руководитель: А теперь приготовим свой голосовой аппарат к пению, исполнив песенку-распевку «Здравствуйте, ладошки».

Здравствуйте, ладошки, - хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте, ножки, – топ, топ, топ.

Здравствуйте, губки, – чмок, чмок, чмок.

Здравствуйте, зубки, – щёлк, щёлк, щёлк.

Здравствуйте, щёчки, – плюх, плюх, плюх.

Пухленькие щёчки, – плюх, плюх, плюх.

Здравствуй, мой носик, - пи, пи, пи.

Здравствуйте, гости, всем, привет!

Дети проходят и садятся на места.

Муз.руководитель: Тихо, тихо сядем рядом.

Входит музыка в наш дом, 

В удивительном наряде, разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены, 

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг,

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит и зовёт нас за собой!

(К. Ибряев.)

Мы живём в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице (дети называют), в транспорте (называют), дома (называют). Множеством звуков встречает нас природа: шелестит листва деревьев на ветру, стрекочет кузнечик в траве, стучит дятел по стволу дерева. Поэты так рассказали нам об окружающем мире в своих стихах.

Дети читают стихи о звуках.

Ветер чуть слышно поёт

Липа вздыхает у сада

Чуткая музыка всюду живет – 

В шелесте трав, в шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

 

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода – 

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа.

Речевая игра И. Бодраченко «Утром рано я встаю».

Утром рано я встаю - Поднимают руки вверх, расставив пальцы.

Свою песенку пою,

И со мною дружно в лад

Подпевают…сто ребят!

Подпевают сто ежей, - Складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены - «ёжик»

Подпевают сто ужей, - Соединены ладони, делают волнообразные движения – «уж ползает», текст произносит громким шепотом. 

И поют её зайчата, - Приставляют ладони к голове –«ушки зайчика, текст произносят высоким голосом.

И поют её лисята, - Сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», текст произносят более низким голосом.

Под землёю старый крот - Прищуривают глаза, руки согнуты перед грудью – «мордочка крота».

Эту песенку поёт,

А в берлоге – медвежата, - Разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом.

А в болоте – лягушата. - Сгибают руки в локтях, разводят их в

стороны, расставив пальцы рук –«лягу-шачьи лапки», текст произносят высоким голосом.

Очень важный бегемот - Выставляют вперёд живот, складывают 

С удовольствием поёт - На него руки – «бегемотик», произносят текст низким голосом.

Даже страшный крокодил - Расставив пальцы рук, соединяют основа

Эту песню разучил!– низ ладоней, правая рука сверху – «пасть крокодила», произносят текст громким шёпотом.

Промурлыкала нам кошка - Сгибают руки в локтях перед собой – «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке. - Кладут голову на «лапки».

Слышишь, - Поднимают указательный палец вверх

Как под нашей крышей - Поднимают руки над головой, соединив

 Кончики пальцев рук, локти в стороны – «крыша домика»

Эту песню поют мыши? Сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом.

Утром рано мы встаём, - Разводят руки в стороны.

Хором песенку поём.

А о чём же в ней поётся?

Как нам весело живётся.

Человек так привыкает к звукам, что некоторые замечает только тогда, когда они исчезают. Мы не всегда можем определить происхождение того или иного звука, они сливаются, накладываются друг на друга – это не просто отдельные звуки, а шум… И всё-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко и безошибочно выделяет особые звуки Ребёнок читает стихотворение:

Все на свете знают

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клёкот, 

Самолёта громкий рокот, 

Гул машины во дворе, 

Лай собаки во дворе,

Стук колёс и шум станка, 

Тихий шелест ветерка,

Это звуки шумовые

Только есть еще другие.

Не шуршания, не стуки – 

Музыкальные есть звуки.

Музыкальный руководитель: Музыка-это искусство звука. Своими особыми средствами он передаёт впечатления от окружающего нас мира. Он может вызвать у слушателей ощущение света или тьмы, дневного летнего зноя или ночной прохлады, лёгкого ветерка или шума листвы. Но говоря о музыке необходимо узнать, кто же изобрёл музыку. В глубокой древности трудной была жизнь людей, их жилища и одежда были плохой защитой от холода, их часто мучил голод. Речь их была бедна и ограничена лишь самыми необходимыми понятиями. А музыка уже существовала! Конечно, это была не та музыка, которую мы можем слушать сейчас, нажав кнопку магнитофона, телевизора или компьютера. Нам трудно представить себе музыку первобытных людей – ведь тогда никто не умел её записывать, и всё же…Матери укачивали детей, воины боевыми песнями – кличами воодушевляли себя и устрашали врагов. На первых порах музыка звучала только в исполнении человеческого. Такую музыку называли вокальной. Сначала люди пели «без сопровождения» (a cappella). Потом стали «помогать себе» хлопками в ладоши, притопыванием – вот и выходит, что древнейшим музыкальным инструментом был сам человек. И только значительно позже люди стали использовать куски дерева, плоские камни – они издавали гораздо более громкие и разнообразные звуки. Дальше – больше. Люди заметили, что музыкальный звук можно извлечь из тугой тетивы, из тростника, постучав камнем о камень. А вы знаете, что звуки происходят от колебаний - быстрого-быстрого дрожания воздуха, то есть вибрации. Способов заставить колебаться воздух не так уж много. Потому – то все музыкальные инструменты делятся на несколько видов. В одни инструменты бьют или трясут. В другие дуют, третьи щиплют за струны или водят по ним смычком. В четвёртые, что делают? (муз. руководитель подводит к ответу – нажимают на клавиши, путём мимического показа). Так появились предки 4-х групп музыкальных инструментов. Каких? (Дети отвечают: ударные, струнные, духовые, ударные).

Эксперимент с звуком. Нота «ля» камертона.

Из набора: стакан, камертон и картонная трубка.

Дополнительно потребуется: вода.

  • Наполнить стакан водой на три четверти.
  • Постучать камертоном по стенке картонной трубки. И послушать звук, который издаётся.
  • Постучать опять камертоном, затем погрузить его в стакан и смотреть, что происходит.

Объяснение:Камертон – это инструмент, используемый музыкантами для регулировки и настройки своих инструментов. Когда он вибрирует, он издаёт ноту «ля» с частотой 440 Гц. Камертон очень важен, так как благодаря ему инструменты не «фальшивят» и могут играть вместе. Когда ты окунул камертон в стакан, ты мог видеть звуковые волны. Вибрации заставляют вибрировать молекулы воды. В воздухе звук распространяется точно также, но его не видишь.

Музыкально-дидактическая игра «В мире звуков». Презентация.

А с помощью каких знаков мы записываем звук? (ноты). А сколько всего нот? (семь). Но как у нот, так и у нотного стана есть своя история. Ноты существовали не всегда. Но и до появления нот музыканты тоже как – то записывали музыку, у каждого народа это делалось по – своему. В Древней Греции музыку записывали с помощью букв алфавита. В григорианской музыке система записи песнопений называлась НЕВМА. (значки, похожие на различные чёрточки, запятые, точки, напоминающие каракули, будто разбросанные по бумаге, не указывающие точной высоты, а только направление мелодии. А слово это означает «мимический жест» или «кивок головы». С их помощью записывали вокальную музыку. Певцы часто путались, пока не придумали нотоносец – пять линеечек, на которых разместились ноты. Произошло это в 11веке. (итал. Монах Гвидо Ареццо – 986г). Так появился международный язык музыки. Ребята, скажите, кто сочиняет музыку?(композиторы, народ).Каких композиторов вы знаете? (А. Вивальди, И. С. Бах, В.А. Моцарт, Л. В. Бетховен П.И. Чайковский, Д.Б. Кабалевский, В. Шаинский и др ). 

Композитор музыку слышит в шуме дождя и грома раскатах, 

В шелесте листьев, в плеске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет – 

Песню споём мы вместе с тобою.

«Слово на ладошках», муз. Е. Попляновой. - исполнение

Сегодня мы продолжим знакомство с нашим краснодарским композитором, учителем музыки, автором песни «Только добротой сердец», которую мы исполняли на празднике День матери, Н. Тананко «Всё вокруг звучит» - исполнение.

Музыкальный руководитель: «Музыка – это высшее искусство в мире», - говорил русский писатель Л. Н. Толстой. «Цель музыки – трогать сердца», - сказал немецкий композитор И. С. Бах. А Л. В. Бетховен в начале своей «Торжественной мессы» написал: «От сердца исходит и к сердцу должно привести». Пожалуй, лучше не скажешь. О великой силе музыки говорится в литературных произведениях. Она несла надежду и спасение, возвеличивала любовь и оплакивала погибших. Музыка бросала вызов судьбе – и нередко выигрывала, потому что перед её силой отступала даже смерть. Люди всегда знали эту божественную силу. Не случайно ещё во времена глубокой древности они сложили миф об Орфее – легендарном прародителе самоотверженного племени певцов и музыкантов, чей голос покорял не только людей и природу, но даже богов. Каков был его голос, как звучала его лира, – это мы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла живую музыку Орфея. Она осталась только в древнем предании, бессмертном памятнике литературы, получившим название «Миф об Орфее».

Звучит «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика», на экране демонстрируется презентация «Орфей и Эвридика», музыкальный руководитель ведет рассказ…

Орфей, сын фракийского царя Загра и музы Каллиопы, был самым известным из когда-либо живших поэтов и музыкантов. Аполлон подарил ему лиру, а музы научили играть на ней, да так, что он не только очаровывал диких зверей, но и заставлял деревья и скалы двигаться под звуки его музыки. Во Фракии несколько древних горных дубов так и остались стоять в танце. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. По возвращении он женился на юной нимфе Эвридике. Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей смело спустился в Аид(царство мёртвых), в надежде вернуть её назад. Там он не только смог очаровать перевозчика Харона, пса Цербера и судей своей чарующей музыкой, но и на время прекратил муки осуждённых. Пленительная музыка 

тронула даже грубое сердце Гадеса, и он позволил Эвридике вернуться в мир живых. Гадес поставил лишь одно условие: по пути назад Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по тёмному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что Эвридика идёт за ним, и в тот же миг потерял жену навеки. Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Со слезами на глазах музы собрали его останки и погребли у подножия горы Олимп, и соловьи там теперь поют слаще, чем где бы ни было на свете. Лиру Орфея волны прибили к острову Лесбос, где её положили на почётное место в храме Аполлона. По просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде созвездия.

Мы с вами, конечно, знаем, что никакая, даже самая прекрасная музыка не сможет не только каменную глыбу, но даже самый маленький камешек сдвинуть с места; не может поднять бурю не только в большом озере, но даже и в маленькой лужице. И, тем более, музыка никогда не сможет воскресить умершего человека. И всё-таки мы говорим, что искусство влияет на жизнь. Что же мы подразумеваем под этими словами? То, что искусство влияет на жизнь через человека. Оно способно поднять человека на героический подвиг, а может родить в нём страх и ужас. Оно может вызвать в человеке безудержную радость, а может ввергнуть в пучину тоски и печали; оно способно удесятерить силу человека в труде, а порой лишает его всякой энергии; оно может облагородить его мысли, чувства, поступки, а может сделать их дурными, пошлыми, безнравственными; искусству дана сила украсить нашу жизнь, но оно же способно и изуродовать её…Всё зависит от того, какое искусство и как мы к нему относимся. С помощью прекрасной музыки можно лечить людей. Как мы называем такую терапию? 

(Меланотерапия). 

Я думаю, что музыка, которая продолжит звучать в музыкальном зале принесёт вам радость и счастье, улыбку и хорошее настроение. Но прежде ответьте мне на один вопрос: 

 

Он играет на баяне, на рояле, на гитаре

Он известнейший талант,

Кто же это? (Музыкант).

Звучит музыка, выходит Музыкант. Здоровается с детьми.

Музыкант: Вам хочу секрет открыть:

Музыкантом трудно быть,

Но вы справитесь, я знаю,

В музыканты вас я посвящаю.

И дарю вам музыкальные инструменты, (раздаёт музыкальные инструменты детям, дарит скрипичный ключ музыкальному руководителю),чтобы вы радовали музыкой всех окружающих.

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех4

Озорных мелодий звуки, 

Песни, пляски, шутки, смех!

 (К. Ибряев.)

Танец-импровизация «Шёл по лесу музыкант», муз. С. Суэтова «Лесная песенка» - исполнение.

Итог занятия.

 

Музыкальный руководитель: Дорогие ребята, уважаемые гости, если вам было интересно, познавательно и у вас улучшилось настроение от нашей встречи, то возьмите жёлтую нотку, похожую на солнышко и поделитесь впечатлениями от нашей встречи с музыкой. А если вам было скучно, неинтересно, то возьмите синюю нотку, похожую на тучку. (музыкальный руководитель, раздавая нотки, опрашивает детей о своих впечатлениях, что нового и интересного они узнали на музыкальном занятии).

 

Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит

И будет долго – долго ещё звучать для каждого из нас.

А мы с вами прощаемся. 

До свидания. До скорой встречи!

 

Звучит музыка.(по выбору музыкального руководителя). 

Дети выходят из зала.

 

Литература:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни: методический комплект программы «Детство» / автор-составитель: Л.А. Королева. СПб.: Детство-Пресс, 2015.
  2. Топ-топ-топотушки! Музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста: материалы для музыкальных руководителей ДОО / автор-составитель Нищева Н.В. СПБ.: Детство-Пресс, 2015.
  3. Истомин С.В. Я познаю мир: Музыка. М.: Астрель, 2002.
  4. Бодраченко И. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет. М.: Айрис Пресс, 2009.
  5. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры. Упражнения / автор-составитель О.Н. Арсеневская. Волгоград, 2011.
  6. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальные праздники в детском саду. М.: Просвещение, 2000.
  7. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс. М.: Дрофа, 2000.