Майстрёнок Елена Петровна
Старший воспитатель, БДОУ города Омска "Детский сад № 25", Омск, Омская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Майстрёнок Е.П. Система работы детского сада по формированию патриотических чувств через преемственность поколений // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 216143
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в настоящее время стало одним из полноправных направлений образовательной и воспитательной работы. Постановлением правительства от 30.12.2015 года № 1493 утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». В этой программе отражена гражданская и общественная потребность в гражданско-патриотическом воспитании.
Патриотическое воспитание определяется в программе как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника.Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС – актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом [2].
Актуальность состоит в том, что патриотическое воспитание позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия:
Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике гражданско-патриотического воспитания, нами была определена следующая проблема:создание непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада, семьи школы и других социальных партнеров. Главным здесь является целенаправленность и системность работы, повышающие уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающие целостность всего воспитательного процесса.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В.Г.Белинского, Н.М. Карамзина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М.Д.Маханёва, Г.А.Ковалева, Н.В.Алёшина, М.Ю.Новицкая, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой. Анализ научной литературы по теме опыта показывает, что в настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям [3].
Создание содружества, взаимодействия и преемственности детского сада, семьи, школы и социальных партнеров, а так же их согласованная деятельность в ходе совместных мероприятий, наша главная цель, которая способствует повышению у дошкольников уровня патриотизма и гражданственности.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:изучение и анализ теоретических основ патриотического и гражданского воспитания в России; разработка эффективных форм патриотического и гражданского воспитания в непосредственно образовательной деятельности, жизни дошкольников вне детского сада.
Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию в нашем детском саду ведется по нескольким направлениям.
С целью воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, ветеранам ВОВ в нашем детском саду ведется следующая работа:
В целях воспитания нравственных чувств и этического сознания дошкольников, формирования у них таких ценностей как справедливость милосердие честь достоинство уважение к родителям равноправие, ответственность и чувство долга, миролюбие; воспитания трудолюбия,уважения к труду, целеустремлённости и настойчивость, бережливости в нашем детском саду ведется работа по:
Такие совместные мероприятия, на которых воспитанники приобщаются к культурным традициям своего народа, помогают воспитывать патриотов, любящих родину, и закладывают в их души и сердца прочный фундамент истинного патриотизма. Уже видны плоды работы: дети с интересом включаются в деятельность, становятся победителями конкурсов и акций. Родители, видя успехи и заинтересованность детей – активнее принимают участие в жизни детского сада.
Педагоги детского сада тоже являются примером для малышей: активно участвуют во всех мероприятиях, конкурсах (спортивных, творческих), занимают активную гражданскую позицию
В дальнейшем мы планируем реализовать проект по организации в детском саду музейной комнаты, участвовать в мероприятиях по распространению опыта, реализации проекта по внедрению финансовой грамотности в ДОУ и по дальнейшему развитию преемственности поколений.
Сохранение позитивной преемственности поколений, духовно-нравственное воспитание, главная цель,которой — воспитание патриота своего Отечества, духовно-нравственного, физически здорового, культурно развитого, умеющего сделать правильный выбор. В преемственности и сотрудничестве возникают общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией. Всё это позволяет нам согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели – воспитания гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Литература: