Партнерство музыкального руководителя с семьями воспитанников, как одно из условий художественно-эстетического развития дошкольников

Прокопьева Ольга Васильевна

Музыкальный руководитель, МОАУ СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов, Шимановск, Амурская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Прокопьева О.В. Партнерство музыкального руководителя с семьями воспитанников, как одно из условий художественно-эстетического развития дошкольников // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 219034


 

Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе.

В.А. Сухомлинский

 

В настоящее время, практически в каждом российском нормативно-правовом и методическом документе, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного воспитания подрастающего поколения с семьей. В связи с социально-экономическими изменениями, с появлением передовых научных педагогических знаний, а также с ростом требований к уровню воспитания и формирования личности дошкольника – проблемы взаимодействия с семьей очень актуальны.

Понемногу преодолевается кризис семьи в современном обществе: реже встречаются «гражданские браки», стало больше цениться само понятие «семья», большинство семей стремятся иметь не по одному, а по два и больше детей.

Однако существует тенденция у молодых семейных пар сделать успешную карьеру, нежели родить и вырастить детей. Мамы часто нанимают няню, чтобы скорее выйти на работу и начать зарабатывать деньги на оплату услуг той же няни. В дошкольном возрасте, не вникая в суть происходящей ситуации, все проблемы воспитания и развития детей родители перекладывают на «вторых мам» - воспитателей. Мол, они и научат, и воспитают, забывая о том, что «семья – та первичная среда, где человек учиться творить добро». (В.А.Сухомлинский). В формировании личности ребенка приоритетная роль отведена семье. Именно это факт обозначен в Конвенции о правах ребенка, в Конституции Российской Федерации, в Законе об образовании и Семейном кодексе. Главная задача педагога – информировать родителей о необходимости действенного сочетания всех сторон воспитания для успешного развития дошкольника.

Педагоги дошкольного учреждения, как и музыкальный руководитель, взаимодействуют с социумом, общаясь с родителями воспитанников. Консультации, семинары, родительские собрания, наглядная информация – все это основные формы работы с семьей. Существуют и другие виды партнерства, как: совместные занятия, праздники, спортивные и интеллектуальные развлечения. В процессе их организации и проведения формируется единый коллектив. Родители воспринимают воспитание детей как серьезный, целенаправленный процесс, анализируют свои собственные действия, начинают видеть, казалось бы, в бытовых мелочах, педагогическое явление. 

Организация совместных мероприятий отличается активизацией творческой деятельности родителей, формируются глубинные процессы обращения к качествам личности взрослого: креативности, коммуникабельности, субъективности. Если родители заняты в празднике или развлечении, как персонажи – с ними проводятся репетиции, разучивание танцев и песен. Они могут получать задания сшить костюм, склеить маску, составить кроссворд, выучить стихотворение и прочее.

Партнерство музыкального руководителя и всех педагогов детского сада с родителями способствуют укреплению семейных связей через творческое общение. Прикосновение к культуре, музыкальному и изобразительному искусству, помогут в игровой, занимательной форме донести до родителей интересы и переживания ребенка. Совместные мероприятия позволяют познакомить мам и пап с тем, что происходит в детском саду и создать крепкий союз с педагогами ДОУ в деле воспитания и обучения своих детей.

Совместные планомерные мероприятия с участием родителей воспитанников может стать своеобразной визитной карточкой дошкольного учреждения и обрести популярность детского сада.

Мы вовлекаем семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением, используя при этом различные приемы и формы: это организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. 

Проводятся конкурсы рисунков, поделок и фотографий: «Зимние забавы», «Мама и я – лучшие друзья», «Мой домашний питомец», «Осеннее многоцветье», «Снежинки – веселинки», «Лучшая игрушка на ёлку», «Светлое Христово Воскресение», «Весна-веселинка», «Галерея Победы» и многие другие. 

Хорошей традицией детского сада стало проведение творческих выставок семейных работ: «Мой папа – герой», «Моя мамочка – самая красивая», «Подарочки для мамочки», «Осенний букет». Регулярными стали смотры - конкурсы на лучшее оформление групп и участков в зимнее и летнее время. 

Сейчас педагоги активно стали отправлять работы воспитанников на различные всероссийские творческие конкурсы, что больше стало мотивировать родителей к совместному творчеству с детьми.

Проведение конкурсов способствуют укреплению связей ДОУ и семьи. Конкурсы побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей. Цель этой работы: включить родителей в единый творческий процесс, сформировать у семьи бережные, позитивные взаимоотношения. Совместная творческая работа позволяет взрослым полноценно прожить с ребенком игру, труд, праздники и многое другое.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Педагогами ДОУ для родителей проводятся консультации мастер-классы:

- «Как воспитать в ребенке творческую личность»;

- «Учим видеть прекрасное»;

- «Формирование творческой личности ребенка средствами нетрадиционного рисования»;

- «Развитие детской одаренности средствами искусства»;

- «Организация детского творчества в летний период».

В каждой группе детского сада оформлены информационные стенды, где можно найти и прочитать полезную информацию.

Взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.

Развлечение «Игротека» для родителей и детей.

Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и проявлению интереса родителей к деятельности детей. Влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей. Создать радостное настроение участникам игр посредством участия в занимательных состязаниях.

Участники делятся на две команды, которым дается название. В команды входят дети вместе со своими родителями. Ведущий предлагает обеим командам занять приготовленные для них места за столом. Дети и родители рассаживаются вокруг стола.

 

Ход развлечения

Содержание игр

Выполнение

«О чем рассказывает музыка?»

Командам предлагается прослушать характерное музыкальное произведение («Марш Черномора» Глинки, «Танец невылупившихся птенцов» Мусоргского «Танец Феи Драже» Чайковского или пьесы из «Детского Альбома»). Задание командам дать название прослушанным отрывкам из музыкальных произведений и сравнить с настоящим названием, которое объявляется в конце.

Родители и дети дают названия музыкальным отрывкам

«Угадай, что звучит?»

Ведущий предлагает прослушать музыкальный отрывок в исполнении инструмента симфонического оркестра или инструмента народного оркестра. Командам предлагается назвать инструмент, найти его изображение на картинке и показать способ игры на нем.

Родители и дети угадывают музыкальный инструмент и показывают приемы игры на нем.

Пазлы «Музыкальные инструменты»

Командам предлагается на время собрать пазлы с изображением того или иного музыкального инструмента и назвать его

Родители и дети складывают пазлы

Караоке «Любимые детские песни»

Команды, по очереди, угадывают песню по звучанию мелодии, а затем должны пропеть эту песню (хотя бы один куплет). Петь необходимо дружно, хором. Если команда не справилась с заданием, то ей помогает другая, которая и получает за это дополнительное очко.

Родители и дети угадывают и поют хором

«Слушай и танцуй»

Предлагается любой музыкальный отрывок танцевального характера («Вальс цветов» Чайковского, «Турецкое рондо» Моцарта, «Мазурка» Глинки и пр.). Родители говорят, что они себе представили под эту музыку, а дети исполняют танец этих персонажей.

Родители называют тему, дети изображают движениями под музыку.

«Слушай и рисуй»

Участникам предлагают нарисовать коллективную картину после прослушивания музыкального произведения. Каждому участнику дается карандаш одного определенного цвета, а рисуют все вместе под звучание музыкального отрывка.

Родители и дети рисуют коллективную работу после прослушивания музыкального отрывка