Караева Р.А. Педагогический проект "Формирование информационной компетенции младших школьников" // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 213796
ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к статье "Формирование информационной компетенции младших школьников"
Тип проекта:
по деятельности учащихся– исследовательский,
по форме организации– групповой,
по содержанию – межпредметный,
по продолжительности– 1 год.
Актуальность:
Мы все живем в информационном обществе. Особое значение в этом обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь, думать и обладать критическим и творческим мышлением (слайд3 )
Противоречия:
- между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе;
- между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью;
- между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения. (слайд 4)
Проблема: недостаточные условия для успешного формирования и применения информационной компетенции младших школьников.
Гипотеза: социализация личности младшего школьника может проходить более успешно, если создать условия для успешного формирования и применения информационной компетенции, для самовыражения обучающихся через участие в проектах, творческой и исследовательской деятельности.
Цель проекта: создать условия для формирования новой формы образовательной деятельности, способствующей реализации и совершенствованию информационной компетенции учащихся (слайд 5)
Задачи:
- проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;
- определить состав и структуру информационной компетенции младших школьников;
- обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний, к практическому закреплению умений, приобщать ребёнка к современным методам работы с информацией;
- способствовать развитию способностей ориентироваться в информации разного вида, элементах алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;
- способствовать овладению практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- формировать начальную компьютерную грамотность и элементы информационной культуры;
- определить содержание диагностических исследований, методик и критерии оценки результатов работы (слады :6,7,8,)
Этапы работы над проектом:подготовительный, внедренческий, аналитический, презентационный (слайд 9,10,11)
Ожидаемые результаты (слайд 12)
- начальное освоение учащимися современных информационных технологий;
- овладение младшими школьниками основными информационными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможности непрерывного школьного образования;
- безболезненная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу;
- успешная социализация младших школьников за счёт участия в творческих проектах, исследовательской деятельности, реализуемой в условиях социокультурной среды;
- недопущение нарушения физического и психического здоровья обучающихся.
План реализации (слайд 13)
- урочная деятельность с применением ИКТ;
- совместная деятельность с родителями;
- исследовательская и проектная деятельность;
- практические занятия;
- доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе».
Деятельность уч-ся:поиск и сбор, обработка, передача информации вывод по теме.
(слайд 14)
Роль учителя:проектировщик,консультант,координатор, мастер (слайд 15-18)
Направления работы:(слайд19)
- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов;
- создание графических изображений (диаграммы);
- участие в конкурсе компьютерных рисунков;
- оформление результатов работ на компьютере;
- подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
- выпуск печатной продукции;
- организация тематических вечеров эстетической направленности;
- организация конкурсов и творческих работ;
- организация выставок, презентаций (тематических, авторских (фотовыставки)),
- проведение классных часов, бесед, викторин;
- создание портфолио учащихся;
- просмотр видеофильмов;
- использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
- тренинги;
- творческие раб уч-ся: «Мой край родной», «Для чего нам нужен компьютер», «Семейные обязанности», «Компьютер и мое здоровье».
Диагностика эффективности проекта:(слайд 21)
- Групповая и индивидуальная самооценка.
- Анкетирование родителей и учащихся.
- Экспертная оценка коллег.
- Тестирование учащихся.
Результаты диагностики: (слайд 26)
Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.
Начало года- 32 %; Конец года-70 %
Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.
Начало года- 40 %; Конец года- 60 %
Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.
Начало года- 28 %; Конец года- 56%
Знание различных;Конец года- 52%
Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.
Начало года- 20 %; Конец года- 64 %
Результативность проекта
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- усовершенствовать контроль знаний;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам;
- электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Практическая значимость проекта: (слайд27)
- индивидуализирован учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации;
- повысилось качество наглядности в учебном процессе;
- снизилась трудоемкость процесса контроля и консультирования;
- удалось снять у учеников нервную нагрузку, исчезает карающая роль оценки;
- повысилась информативность урока, эффективность обучения;
- наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предметам;
- вовлечение учащихся в интеллектуальные интернет — игры и конкурсы.
Вывод по проекту: (слайд23)
В качестве показателей сформированности информационной компетенции выступают знания, умения, эмоционально-ценностные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности информационной компетенции:
- произошло изменение и расширение объектов компетенции,
- увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенции.
Этого удалось добиться через реализацию системы практических заданий, проектной, творческой и исследовательской деятельности и это подтверждает верность гипотезы.