Совместная деятельность педагога и родителей при подготовке детей к школе

Толкачёва Ирина Михайловна
Сысоева Оксана Алексеевна

Воспитатель, МБДОУ "Центр развития ребёнка-детский сад № 168",  Воронеж
Воспитатель, МБДОУ "Центр развития ребёнка-детский сад № 168",  Воронеж

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Толкачёва И.М., Сысоева О.А. Совместная деятельность педагога и родителей при подготовке детей к школе // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 211158


 

Подготовка детей к школе – очень важный этап в жизни ребенка. Он готовится стать учеником. Как пройдет этот этап, зависит успешность будущей школьной деятельности ребенка.

В настоящее время стала актуальной проблема снижения подготовленности детей к школе. Особенно детей, проживающих в сельской местности. Многие дошкольники не посещают детские сады. Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В школе же за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась ее структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

Поэтому важнейшей задачей в работе класса предшкольной подготовки является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. И для решения этой задачи необходимо взаимодействие родителей и педагога, наличие двухсторонней связи.

Суть взаимодействия педагога и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности педагога. Она направлена на решение следующих задач: установление единства в воспитании детей; создание условий для благоприятного климата взаимодействия родителей; педагогическое просвещение родителей; вовлечение семьи в единое образовательное пространство; изучение и распространение передового опыта семейного воспитания. Этой задаче подчинена вся работа, проводимая педагогом с семьей. 

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и педагога в глазах ребенка. Поэтому в рамках предшкольной подготовки мы проводим целенаправленную работу по организации взаимодействия родителей и педагога.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка проводится анкетирование «Сотрудничество педагога и семьи». На основе собранных данных проводится анализ особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфики семьи и семейного воспитания дошкольника. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Планируются просветительские лектории для родителей: «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Психофизические особенности детей шестилетнего возраста», «Готовность детей к школе» и т.п. В план добавляются также темы по заказам родителей, которые они просят осветить.

Проводятся практикумы по темам: «Семья на пороге школьной жизни ребенка», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка», «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Ответы на тревожащие вопросы родители всегда могут получить на индивидуальных консультациях. Если есть потребность в консультации специалиста, приглашаются психолог, логопед и медсестра. Они всегда готовы ответить на вопросы и дать рекомендации.

Пользуются большим успехом и совместные мероприятия детей и родителей. «День Матери», «А ну-ка, бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя» и многие другие. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Сегодня нам надо помнить, что как никогда раньше, школа без семьи и семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления человека. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной лишь в том случае, если они станут союзниками. 

В основе этого союза должны быть единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.