Формирование восприятия окружающей действительности младших дошкольников через сенсорное развитие

Зорова Мария Васильевна
Советкина Татьяна Николаевна

Воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 "ОЦ ЛИК" детский сад № 16, Самарская область, г. Отрадный
Воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 "ОЦ ЛИК" детский сад № 16, Самарская область, г. Отрадный

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Зорова М.В., Советкина Т.Н. Формирование восприятия окружающей действительности младших дошкольников через сенсорное развитие // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 26.08.2019).

Заказ № 208662


 

В формировании полноценного восприятия окружающей действительности сенсорное воспитание служит основой познания мира. Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребёнка, которое имеет самостоятельное значение, как полноценное восприятие необходимое для обучения ребёнка в детском саду и в школе.

В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире.

Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка: развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится усваивать все сенсорные эталоны. То есть игра выступает средством сенсорного развития и воспитания.

В младшем дошкольном возрасте задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и так далее. Это и является предпосылками формирования сенсорных эталонов. 

Наибольший эффект для сенсорного воспитания даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания [3, с. 8].

В каждой продуктивной деятельности можно выделить определённое содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и действует ребёнок, те знания, умения и навыки, которые должны получить дети в ходе этой деятельности [3, c. 8].

Важное значение имеют игры и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти игры, основанные на практических действиях каждого ребёнка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребёнка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов [3, c. 15].

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для развития и воспитания младших дошкольников. Игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. 

Виды дидактических игр:

1) Игры – забавы («Найди свой цвет»,«Волшебная игла»,«Вспомни ощущение» и т.д.).

2) Настольно – печатные (Лото, домино, вкладыши, разрезные картинки, пазлы и др.)

3) Словесные (Пальчиковая гимнастика, потешки, загадки)

Используя дидактическую игру в воспитательно  – образовательном процессе у младших дошкольников формируется доброжелательность и выдержка. Сочетание умственной задачи с активными действиями.

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию. Дети должны уметь найти ответ, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы определили эффективность влияния дидактических игр на сенсорное развитие младших дошкольников раннего возраста и необходимость их использования как во время непосредственно – образовательной деятельности, так и в свободное время. Проводимая нами работа по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка оправдывает себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. На основании этого можно сделать вывод об эффективности дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников.

 

Литература:

  1. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  2. Гуськова О.А. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ // Управление. 2008. №6.
  3. Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  4. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  5. Ядешко В.И. Воспитание в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 2006.