Формирование предпосылок читательской культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

Ивахина Светлана Николаевна
Баранова Наталья Николаевна

Воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 "ОЦ ЛИК" детский сад № 16, Самарская область, г. Отрадный
Воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 "ОЦ ЛИК" детский сад № 16, Самарская область, г. Отрадный

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ивахина С.Н., Баранова Н.Н. Формирование предпосылок читательской культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 206915


 

«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

К.И. Чуковский

Читательская биография современного ребенка начинается, как правило, с дошкольного возраста. В этом возрасте у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. В дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя, среди которых имеют место и негативные. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, и если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т.е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Снижение уровня читательской компетентности заметно уже в дошкольном детстве, в возрасте «слушателя». Современные дети 5-6 лет разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Со сказкой конкурируют ужастики, с экрана в искаженном виде показывают героев ранее любимых сказок. Наши дошкольники с самых малых лет увлекаются компьютерными играми, заменяя ими чтение русских сказок в кругу семьи. Первичный читательский уровень, стартовая площадка ребенка-читателя отражает тенденцию замедленного введения его в книжную культуру. Отсутствие или недостаточная обученность навыкам качественного чтения и восприятия, недооценка особой роли книги в развитии человека, его культуры, напрямую связаны с дошкольным детством. Знание истинной картины читательского развития ребенка дошкольника необходимо для формирования творческого читателя в школьном, подростковом и взрослом будущем. Наряду с детскими библиотеками воспитание дошкольников как читателей призваны осуществлять и другие социальные институты, прежде всего - семья и дошкольные учреждения. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Негативным, отрицательным моментом в приобщении дошкольников к чтению являются утраченные традиционные семейные чтения. В Национальной программе поддержки и развития чтения отмечено, что только 7% родителей читают постоянно своим детям. Многие родители не знают новинок детской литературы, и о них сложно говорить как о полноценных организаторах чтения своих детей. Нечитающие родители - воспитывают нечитающих детей. Самоустранение от руководства чтением в современной семье наблюдается из-за недостатка знаний о пользе чтения вслух, о значении домашних библиотек, о необходимости чтения детской литературы разных жанров для воспитания детей творческими читателями. Поэтому возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития дошкольников является одной из важнейших проблем социума. 

Читательская деятельность, в ходе которой обеспечивается развитие читательской культуры, приводит к новообразованиям в психике ребёнка. Эмоции и чувства, творческое воображение, образное мышление, практические действия, креативная деятельность – всё это в процессе читательской деятельности получает план развития и обеспечивает в дальнейшем последовательность развития читательской культуры (О.В. Чиндилова).

В деятельности чтения участвуют механизмы восприятия, узнавания, сличения, понимания, осмысления, антиципации, рефлексии. Процесс читательской деятельности включает четыре сферы: эмоциональную, сферу воссоздающего и творческого воображения, сферу осмысления содержания, реакцию на художественную форму.

Читательская компетентностьв национальной программе поддержки и развития чтения понимается как совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и  общественных целях. 

Читательская культура - это определенный уровень развития читательских умений, потребностей и кругозора: устойчивый интерес к чтению и книгам, читательская эрудиция, навыки выразительного и осознанного чтения текста, способность к восприятию произведений различных жанров, необходимый уровень теоретико-литературных знаний, библиографические умения оценки и интерпретации произведения (прочитанного), речевые умения выражать свои мысли и чувства в связи с прочитанным, понимать позицию автора.

Читательская культура дошкольника характеризуется культурой общения ребёнка с книгой; культурой восприятия прочитанного; наличием возрастосообразных теоретико-литературных знаний (О.В. Чиндилова). Читательская культура формируется с детства в дошкольном возрасте, т.к. нужно наладить общение ребёнка с книгой, чтобы он понимал её ценность, через образец и подражание воспитателю. Начиная с 3х лет, мы учим детей слушанию и рассматриванию детских книг. К школе вырабатывается элементарная интерпретация прочитанного - культура восприятия детского чтения. В детском саду и семье происходит первый уровень литературного образования.

Актуальность:

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Именно библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным. Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым  читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

 

Литература:

  1. Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. СПБ: Детство- Пресс, 2005. 
  2. Егорова Т.А. Комплексные занятия по сказкам для детей 4–6 лет. Волгоград: Учитель, 2013. 
  3. Ушакова О.С, Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. М: Сфера, 2005. 
  4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио; М: АСТ, 2000
  5. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. М.: Скрипторий 2003, 2011. 
  6. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой». СПб.: Детство-Пресс, 2012. 
  7. Виноградова Н.А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. М.: Перспектива, 2011.
  8. Епачинцева Н.Д. Организация развивающей среды в ДОУ. Белгород: БГУ, 2001.
  9. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольномучреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.Т. Стрелкова. М.: Новая школа, 1993. 
  10. Виноградова Н.А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. М.: Перспектива, 2011.