Повышение эффективности обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в работе учителя-логопеда

Овечкина Наталья Геннадьевна

Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад №242", г. Новокузнецк, Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Овечкина Н.Г. Повышение эффективности обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в работе учителя-логопеда // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 205788


 

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит и важнейшим инструментом социализации детей, имеющих различные отклонения в развитии. Поэтому развитие речи у таких детей является одной из актуальных проблем логопедии. Хорошо развитая речь дошкольника – важное условие его успешного обучения в школе. Ежедневная коррекционная работа, требующая усидчивости и подчинения требованиям взрослого, зачастую не вызывает интереса у ребенка ввиду его индивидуальных и возрастных особенностей.

Основная задача логопедического кабинета – обеспечение условий для оптимального развития детей, в том числе воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Преодоление речевых нарушений – процесс долгий, трудоемкий, требующий от ребенка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с тяжелыми нарушениями речи это дается нелегко.

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Задача учителя-логопеда сделать непосредственно образовательную деятельность интересной игрой. Именно через игру естественно, тонко и ненавязчиво мы можем устранить речевые недостатки. Она дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, в ней формируется, развивается речевая деятельность.

В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Поиск новых игр и методических приемов, коррекционных технологий в условиях нашего детского сада был направлен на повышение эффективности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка. Опираясь на опыт и достигнутые положительные результаты в коррекционной работе со старшими дошкольниками, творческой группой нашего детского сада был разработан авторский многофункциональный игровой комплекс «Логоёлочки» для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Комплекс был апробирован в работе с дошкольниками 5-6 лет. Предлагаемый авторский многофункциональный игровой комплекс помогает решить ряд задач коррекционного обучения и развития детей с речевыми нарушениями:

  • развивает артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивает дыхание;
  • способствует коррекции нарушенного звукопроизношения;
  • формирует связную монологическую речь, лексико-грамматический строй речи;
  • развивает фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза, психические процессы.

Авторский многофункциональный игровой комплекс «Логоёлочки» представляет собой конструкцию, выполненную из дерева и включающую в себя несколько секций: горку, радугу, секцию с пирамидкой, секцию с кубиками, рабочий столик и центральную часть – елочку, обшитую ковролином. Все материалы, из которых выполнен комплекс и его атрибуты, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и выполнены из нетоксичных материалов: фетр, ковролин, дерево, пластмасс, железо, бумага. Комплекс разбирается и позволяет переносить и переставлять его на другое место.

Игровой комплекс является многофункциональным – его игры, размещенные в каждой секции, выполняют одновременно несколько задач. Например, в секции с пирамидкой имеется игрушка Бегемот для развития моторики артикуляционного аппарата, рядом имеется цветик – разноцветик на закрепление цвета и выработки плавной воздушной струи. Для этого к каждому цвету прикреплены насекомые и птицы, на которые ребенок может дуть, развивая плавную воздушную струю (упражнение «Сдуй бабочку»). Пирамидка состоит из собираемых частей с картинками для составления предложений (развитие связной речи).

Секция с горкой состоит из ступенек, пройдя по которым, ребенок по инструкции учителя-логопеда называет –пропевает гласные звуки (например, [а-а-а-а]) или выполняет упражнение «Живые звуки» на составление звуковых рядов (например, «ам» или «ма»). Таким образом, у ребенка формируются фонематические представления. На вершине горки сбоку расположено панно с медведем на развитие мелкой моторики (игра «Собери мишку на прогулку» - ребенок застегивает замок на куртке медведя, зашнуровывает его ботинки и т.д.). Скатываясь с горки, дошкольник выполняет другую словесную инструкцию педагога (например, «Назови короткое слово» – формирование слоговой структуры слова).

Игры и упражнения проводятся с учетом изучаемой лексической темы. Перечень изучаемых тем:

  • осень;
  • овощи;
  • фрукты и ягоды;
  • деревья;
  • игрушки;
  • я и моя семья;
  • части тела и предметы гигиены;
  • одежда;
  • обувь;
  • зима;
  • зимние забавы;
  • домашние птицы;
  • домашние животные;
  • детеныши домашних животных;
  • дикие животные;
  • детеныши диких животных;
  • весна;
  • посуда;
  • продукты питания;
  • насекомые;
  • цветы.

Игры и упражнения, предлагаемые детям на многофункциональном игровом комплексе «Логоёлочки» помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции. В работе используется наглядность в виде интересных картинок и фетровых игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом, закрепить ранее изученное на занятиях. Картинки и игрушки подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой (например, «Домашние животные», «Игрушки»). Использование комплекса может быть использовано как в индивидуальной работе с ребенком, так и в работе с подгруппой детей одновременно, поскольку имеет несколько рабочих игровых мест. Комплекс позволяет систематизировать наглядный материал, имеющийся у учителя-логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Выполняя задания на данном комплексе, дети имеют возможность работать сидя, стоя, ходя по ступенькам, скатываясь с горки (смена динамических поз), что является профилактикой нарушений осанки. При работе стоя меняется угол зрения, расстояние от глаз до картинки (профилактика нарушений зрения).

Авторский многофункциональный игровой комплекс «Логоёлочки» используется воспитателями (логопедических и общеразвивающих групп) на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. При этом учитель-логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определенных речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и другими специалистами детского сада).

Удачно игровой комплекс используется в работе с родителями (например, при проведении досуга «Учимся, играя!», семинара -практикума «Эффективные традиционные и нетрадиционные методы и приемы в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторского многофункционального игрового комплекса «Логоёлочки»).

В перспективе авторский коллектив ДОУ планирует расширить количество атрибутов к играм и упражнениям с усложнением; расширить тематику лексических тем и апробировать многофункциональный игровой комплекс «Логоёлочки» в работе с детьми 6-7 лет.

 

Литература:

  1. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: учебное пособие. СКФУ, 2014.
  2. Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. В.Секачев, 2016.
  3. Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: Эксмо. ОЛИСС, 2017.
  4. Климанова Г.Б. Что за чудо эти игры! Игры с использованием шариков марблс и декоративных камешков с детьми 3-5 лет // Логопед. 2015. №8. С. 43-48.
  5. Ковалева А.В. Развитие мелкой моторики рук и речи дошкольников с помощью авторских пособий // Дошкольная педагогика. 2015. №4. С. 50-52.
  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. В. Секачев, 2016.