Некрасова Елена Юрьевна
Воспитатель, ЧДОУ Детский сад №232 ОАО «РЖД», г.Улан-Удэ
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Некрасова Е.Ю. Морское путешествие на чудо-остров // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 200681
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Работа над словарём:модель Земли, лаборатория.
Планируемые результаты:
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Демонстрационный материал:
Корабль из мягкого конструктора, штурвал, подзорная труба.
Техническое оборудование: магнитофон.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа:
Структура занятия:
1.Часть вводная:
Организационный момент (2 мин).
2.Часть основная:
1. задание выложить корабль из мягкого конструктора (3 мин).
2.Беседа о планете Земля, о воде и её значении для нашей планеты (3 мин).
3. Создание мотива для опытно-экспериментальной деятельности детей
Опытно-экспериментальная деятельность детей (15 мин).
Опыт № 1
Опыт № 2
Опыт № 3
Опыт № 4
3.Заключительная часть:
1.Подведение итогов (3 мин).
Длительность – 26 минут.
Воспитатель: Вы, ребятки заходите, на гостей, вы посмотрите. Здравствуйте мои друзья, вы пришли сюда не зря. Все мы за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. В центре круга соберемся. Ой, ребятки посмотрите, тут какое-то письмо.
Воспитатель читает письмо: «Тот, кто нашел это послание настоящий счастливчик! Карта указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по острову, указанному на карте. На острове вас ждут задания- испытания, связанные со свойством воды, они очень сложные, и справится с ними смогут очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеет слушать и думать».
Воспитатель: Все ясно, в нашей группе побывали волшебные пираты и заколдовали ее. Они превратили группу в волшебный остров. И теперь на этом острове нас ждут задания-эксперименты. А когда мы с вами справимся с этими заданиями, то сможем найти сокровища. Но, как же нам попасть на этот остров? Как найти туда дорогу? (Ответы детей)
Действительно можно по карте, она есть в этом письме, по ней можно найти путь к острову. Давайте теперь решим на чем мы отправимся в это путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: можно построить корабль из мягкого модуля по схеме для путешествия на остров.
Нам нельзя терять ни минуты, приступаем к работе. Корабль готов, выберем капитана, он будет главным на корабле, штурману вручим штурвал, вот мы и готовы к путешествию. Ребята, на корабле нужно вести себя спокойно, не прыгать, не переваливаться за борт. А пока мы с вами плывём до острова, отгадайте загадку:
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны(глобус).
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета: (синий цвет-это вода: моря, океаны, реки, озёра).
Стихотворение читает Лиза:
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
-Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? (дети объясняют).
-Ребята, а кому нужна вода?
Воспитатель: Капитан, что видно на горизонте?
Капитан: Вижу остров. Опустить якорь!
-Вот мы с вами и оказались на чудо-острове, сейчас мы с вами превратимся в учёных и будем проводить эксперименты.
Опыт № 1:«Какой формы вода?»
Итак, мы с вами в первой лаборатории. На столе лежит шарик и кубик? (какой формы эти предметы?) - ответы детей. А имеет ли форму вода? (давайте с вами выясним это). Для этого я возьму узкую баночку и наполню её водой. А теперь перелью это воду в широкую баночку. Форму, которую принимает вода, всё время изменяется.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода- жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.
Опыт № 2:«Вода –растворитель»
Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свою мнение (вода не имеет вкуса). У нас на столе есть с вами сахар, соль, лимонная кислота, я предлагаю вам растворить в воде то, что вы хотите, и попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? (у воды появился вкус)-вода стала какая? (соленая, сладкая, кислая).
Вывод: Некоторые сухие вещества в воде растворяются.
-Ребята. А вы знаете, что в нашем Оренбургском крае, есть своё солёное озеро, как оно называется? (озеро «Развал») - какими свойствами оно обладает? А давайте с вами попробуем сделать своё небольшое солёное озеро, только нам необходимо добраться с вами до следующей лаборатории.
Динамическая пауза.
По острову идем, и солнце светит нам!
Дружно мы помашем белым облакам.
В лесной глуши под ветками вприсядочку пройдем,
По камушкам тихонечко ручей мы перейдем.
Направо посмотрели, налево посмотрели,
И смело над оврагами как птицы пролетели.
Воспитатель: Вот мы свами и дошли до следующей лаборатории.
Опыт № 3: Необходимый инвентарь: две стеклянные чаши с водой, два яйца, поваренная соль. Ребёнок с помощью ложки опускает яйцо в чашу с водой, все наблюдают, что оно тонет.
Во второй чаше, ребёнок растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускаем второе яйцо. Наблюдаем, что в этой чаше яйцо плавает на поверхности.
Вывод: Солёная вода удерживает предметы на поверхности.
Звучит запись журчания ручейка:
(Лера читает стихотворение)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море. в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить.
-Отправляемся в следующую лабораторию, лаборатория чистой воды.
Опыт № 4: «Лаборатория чистой воды».
Воспитатель: Ребята, а пираты зря времени не теряли пока мы с вами проводили опыты они пробрались в следующую лабораторию и загрязнили там всю воду «Лабораторию чистой воды» и загрязнили там всю воду, насыпали туда земли, мусор, что же нам делать? Может можно из моря воды попить?
Дети: Из моря пить нельзя, там вода очень соленая.
Воспитатель: Тогда я предлагаю очистить эту воду с помощью специальных фильтров. Фильтры – это специальные вещества, проходя через которые вода очищается, оставив в фильтрах вредные примеси. Вот у меня такой фильтр. Он состоит из воронки, ватного диска с активированным углем и стаканчика.
Посмотрите, ребята, у меня на блюдце лежит такой уголь. Что у меня в руке? (ватный диск). Давайте проделаем небольшой опыт. В стакан поместим воронку. В воронку положим ватный диск. Таблетку активированного угля, и еще один диск сверху. Осторожно, понемногу, будем наливать грязную воду в воронку с ватой. А какой становиться вата? Какая вода капает в банку? А почему? Правильно ребята, вата впитывает в себя грязь. А вода становиться чистой.
Вопрос: Можно ли теперь пить эту воду? (Нет, в ней могут быть невидимые микробы). Воду нужно прокипятить.
Вот справились мы и с этим заданием.
Посмотрите что это?
- Это карта сокровищ. Давайте попробуем по ней отыскать сокровища. (План группы). Ну, вот со всеми заданиями справились, сокровища нашли.
Ребята, удалось нам справится с заданиями? А теперь, пора возвращаться нам домой в детский садик. Как мы сюда добрались? (на корабле, на нём и вернёмся).
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами были? Что сегодня делали?