Дуля Ольга Геннадьевна
Воспитатель, ЧДОУ Детский сад №232 ОАО «РЖД», г.Улан-Удэ
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Дуля О.Г. Результаты и применение комплексной коррекционно-развивающей программы по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет с ОНР // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 200321
Аннотация
В статье представлено исследование развития графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи. Приведена структура построения Программы, примеры упражнений, игр для коррекции моторной недостаточности и развитии графических навыков.
В настоящее время все более актуальной стала проблема преемственности дошкольного и младше- школьного звена образовательной системы, а именно одного из аспектов подготовки к школе - развитие графо- моторных навыков. Почему данная проблема набирает ход? По данным статистики образовательного звена дошкольного образования, с каждым годом растет количество детей с речевыми и по выступлению в социальных сетях доцента кафедры логопедии МПГУ кандидата педагогических наук Марина Любимовой можно сделать вывод о том, что происходит утяжеление речевых нарушений. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с расстройствами речи, имеющих общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений и соответственно несформированностью графического навыка.
Проанализировав методики [5] по данной проблеме и исследуя уровень сформированности графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мы выявили нарушения моторной недостаточности в выполнении двигательных актов, где дети затрудняются удерживать заданную позу двигательных действий рук, осуществлять точность действий доминантной руки, соблюдать правила движения, переключаться с одного действия на другое, удерживать правильно карандаш. Исходя из вышеперечисленных проблем с моторикой, соответственно не может сформироваться графический навык, который проявляется в неточности движений плавных и прямых линий, затруднений в продолжении узоров, зеркальном написании, в штриховке, сложности в воспроизведении формы графических элементов, - несоразмерность пропорций и размера графических элементов, отсутствие мотивации к освоению письма, быстрое наступление усталости при письме, выполнению графических заданий. Следовательно, у таких детей появляются сложности в процессе овладения ребенком письмом в будущем, до появления дисграфии.
В то же время по исследованиям института физиологии детей и подростков АПН было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Таким образом с полной уверенностью, можно сказать о следующем, что моторная готовность ребенка влияет на развитие устной и письменной речи.
Формирование и совершенствованиемелкой моторики является сопутствующим компонентом для развития психики, интеллекта и речевой функции, служит подготовительным этапом в развитии графических навыков, а также является средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно сформированы память, внимание и связная речь. Первоклассники часто испытывают трудности в овладении навыком письма. Это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений. Он предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитых зрительного восприятия и произвольного внимания. Готовность руки к письму во многом определяется моторным развитием и развитием нервной регуляции движений, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев.
При овладении навыком письма немаловажную роль играет организация предшествующей деятельности детей (изобразительной, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки. Особенно актуальна данная проблема в отношении детей, имеющих общее недоразвитие речи. Хотя большая часть детей с нарушениями речевой деятельности получает специальную коррекционную помощь еще на этапе дошкольного детства, при начале школьного обучения они все равно испытывают трудности в освоении школьной программы.В связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду.
Чем раньше будет начата целенаправленная регулярная комплексная коррекционная деятельность по преодолению описанных нарушений, тем легче и эффективней будет протекать процесс освоения письма и обучения грамоте в школе. Разрабатывая комплексную коррекционную Программу, мы поставили перед собой задачи:
В коррекционной работе мы определилидва последовательных этапа ( подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы. Структуру коррекционного образовательного процесса выстроили в три блока:
В наше время существует большое количество игр, упражненийна развитие и совершенствование тонкой моторики включает пальчиковые игры, работу в тетрадях, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, различные физические упражнения. Многие из них требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Практикующие нейропсихологи разработали забавные игры и упражнения на развития пространственных представлений в то же время решаются задачи по развитию мелкой моторики, зеркальности на письме, представление о схеме тела, научится переводить зрительно- гностическое пространство в телесно- гностическое, ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектовp[6]. Приведу несколько примеров упражнений [8, с.21-25]:
«Лабиринт», «Комментатор»
«Загадочные слова» «Золотой ключик»
Так же можно использовать игры на развитие межполушарного взаимодействия [9, 34 с.]:
Практический опыт специалистов по результатам контрольного среза показал динамику развития уровня графо- моторных навыков у детей которые занимались по программе и получали коррекционную помощь всех специалистов и детей не занимающихся по комплексной коррекционной программе, при сравнении двух групп можно увидеть следующий результат : у детей занимающих по программе резко увеличились показатели развития в моторной готовности и графических умениях, чем у детей не занимающих по комплексной коррекционной программе в улучшение точности движений ведущей руки, более уверенное переключение с одного действия на другое; заданную позицию двигательных действий рук удерживают на полный задаваемый счет, также научились правильно держать карандаш. Что касается графического навыка более точно получаются движение плавных и прямых линий, в продолжении узоров и зеркальном написании еще отмечаются затруднения, но уже лучше ориентируются в пространстве на листе, хороший результат показали в штриховке. Из этого можно сделать вывод о том, что разработанная нами коррекционная программа дала хороший результат в развитии мелкой моторики и графических навыков, тем самым мы считаем что необходимо проводить системное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения на интегрированной основе. Только так мы сможем эффективно добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Список использованной и рекомендуемой литературы