Романова Светлана Сергеевна
Воспитатель, МБОУ "Излучинская ОНШ" дошкольная ступень №1, пгт. Излучинск Нижневартовский район, МАО-Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Романова С.С. Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 200110
Дошкольное детство – это период усвоения нравственных и моральных норм и способов поведения. Это время, когда ребенок начинается активно включаться в жизнь общества, и здесь он сталкивается с проблемами и трудностями. Эти проблемы возникают из-за того, что у ребенка недостаточно информации об общении людей, их взаимоотношениях, не сформированы представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках и т.д. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, понимает суть взаимоотношений между людьми в обществе, учится оценивать свои и чужие поступки. Соответственно ребенок должен овладеть основными нравственными понятиями и строить в соответствии с ними свое поведение
И поэтому воспитывать нравственные качества, прививать моральные нормы поведения необходимо с детского сада.
Нравственное воспитание – это сложный процесс, так как должна быть сформирована положительная мотивация поведения. Для этого необходимо проводить целенаправленную работу по формированию мотивов осознанного и обоснованного поведения у детей.
Ребенок – дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах и духовных ценностях, но еще не умеет следовать им. Выполняя нравственные нормы и требования он стремиться избежать наказания или заслужить поощрение, он не понимает и не осознает нравственного смысла действий и поступков. Поэтому ребенка необходимо учить понимать поступки других людей, оценивать их и применять на практике только положительный опыт.
Чтобы добиться понимания детьми нравственных понятий можно использовать народную сказку, так как она приобщает детей к общечеловеческому опыту предыдущего поколения, способствует обогащению этических представлений и формированию ценностных ориентаций.
Работая со сказкой, ребенка необходимо учить
И только когда ребенок приобретет необходимые знания и представления о нравственных качествах, поймет мотивы тех или иных поступков, будет высказывать свое отношение к ним, сопереживая, жалея или горюя вместе с персонажем, появится привычка делать добрые дела или совершать добрые, правильные поступки, только тогда нравственное качество станет частью личности.
Литература:
1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ФОЛИО, АСТ, 2000. 464 с.