Формирование фонетико-фонематической компетенции у старших дошкольников через игровые приёмы

Костыгина Любовь Евгеньевна

Учитель - логопед, МКДОУ д\с № 20, г. Еманжелинск Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Костыгина Л.Е. Формирование фонетико-фонематической компетенции у старших дошкольников через игровые приёмы // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 197346


 

Все знают, что одним из важных этапов в жизни человека является его поступление в школу. Для формирования у будущих первоклассников навыков чтения и письма необходимо формировать у них фонетико – фонематическую компетенцию.

Фонетика изучает: речевой звук, артикуляцию, гласные, согласные, ударение, слог.

Фонем изучает: дифференциальные признаки согласных ( твёрдый – мягкий, глухой – звонкий).

Следовательно, фонетико – фонематическая компетенция – это:

  • развитый фонематический слух;
  • навыки звукового анализа и синтеза;
  • умение правильно делить слова на слоги;
  • правильное звукопроизношение.

С каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией и сопутствующими неречевыми отклонениями в развитии.

В логопедический пункт дети зачисляются со старшей группы. В этом возрасте дети могут различать неречевые звуки, слова со звуками, не смешиваемые в произношении ( мишка – мышка, бочка – почка, уточка – удочка). Но определять наличие звука в слове, местоположение звуков в словах, звуковой анализ и синтез у детей вызывают трудности. Сложность вызывает также дифференциация ( различение) твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных. Эти факты подтверждают важность и актуальность формирования фонетико – фонематической компетентности.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая, поэтому в работе по формированию у детей фонетико – фонематической компетентности мы применяем дидактические игры:

  • на развитие умения определять наличие звука в слове;
  • на развитие умения определять местоположения звука в слове;
  • на развитие звукового анализа.

При работе с детьми по коррекции произношения свистящих звуков [с ] – [с`], [ з] – [ з`] используем куклу для девочек.

Кукла Свистелочка умеет свистеть твёрдо [ с], мягко [с` ]. Поэтому у неё зелёно – синее платье.

Задание для девочек

- Подарить подарки Свистелочке: в синий кармашек – картинки, в названии которых звук [с], в зелёный кармашек – картинки, в названии которых [с].

- Собрать бусы для Свистелочки: на каждую бусинку придумать слово со звуками [с] - [c`], получатся бусы зелёно – синего цвета.

При работе по формированию произношения звуков [з] - [з`] на занятие приходит кукла Звенелочка. Она, также как и Свистелочка, звенит твёрдо [з], мягко [з`]. Проводим аналогичные игры с куклой, но речевой материал подбираем с соответствующими звуками.

В работе по коррекции произношения шипящих звуков [ш] – [ж] присутствуют куклы Шипелочка и Жужалочка, которые шипят и жужжат только твёрдо, поэтому у них синие платья. Девочки дарят куклам картинки со звуками [ш] –[ ж], собирают бусы с этими звуками.

Игра для мальчиков «Собери нужный груз»

Для мальчиков используем машины синего зелёного цвета.

На синей машине провезти картинки, в названии которых есть твёрдый звук [с] или [з], на зелёной – картинки, в названии которых есть мягкий звук [ с] [ з`].

Интересно детям работать с квадратом Воскобовича. Используем синий и зелёный цвета.

Задания на дифференциацию твёрдых – мягких звуков

Называются слова, например, со звуками [р] –[ р`]. Если в слове слышится твёрдый [р], дети показывают квадрат синего цвета, если мягкий – то зелёного цвета.

Увлечённо дети работают с палочками Кюизенера. Например, составить из палочек фигурку, в названии которой есть изучаемый звук. Одновременно закрепляются понятия о геометрических фигурах, развивается мелкая моторика.

Игра «Разведчики – разведчицы»

Предлагаются картинки в зависимости от темы, дети должны «разведать», как слышится звук в данном слове, твёрдо или мягко. Прищепками соответствующего цвета дети делают отметку (например в слове яблоко звук [л] слышится твёрдо, значит, используется синяя прищепка; в слове лист звук [л] мягкий – значит, зелёная прищепка).

Игра «Цепочка»

Используются круги зелёного синего цвета. Зелёные круги вырезаны из поролона, синие – из картона. Называются слова со звуками [с] –[ с`], например, сито, сыр, сено, сок. Дети берут кружок соответствующего цвета, в итоге получается цепочка.

Игра «Рыбалка»

Ребёнку даётся деревянная удочка с магнитом, на стол кладётся водоём. В водоёме деревянные фигурки, тоже с магнитиками. Ищем звук Р в начале слова, в середине и в конце. Например, звук Р вначале слова, ловим фигурку РАК, в середине слова ловим фигурку КРАБ, и т.д.

У многих детей с нарушением звукопроизношения отмечается и нарушение зрительного восприятия. Для профилактики дисграфических ошибок на письме используем игру «Собери букву»: из данных элементов нужно сложить букву (например, буква Ч, Щ – из поролона, так как звуки Ч – Щ всегда мягкие, буква Ш – из картона, так как звук Ш всегда твёрдый).

Детям очень нравится играть в игру «Звуковые шары». Детям дается установка: 

 - Слово с твёрдым назови – синий шарик отпусти.

 - Слово с мягким назови, зелёный шарик отпусти.

При формировании понятий «звонкий – глухой» играем в игру «Колокольчик – ёжик»: колокольчик звенит звонко, ёжик фырчит тио. Так, при прослушивании слов со звуками [с] – [з] (зуб, сын, зонт, сок, суп) появляется цепочка из фигурок.

В кабинете оформлен дидактический игровой центр. В него входят:

- «Звуковой домик»: на первом этаже живут звуки, при произношении которых язычок находится внизу – это свистящие, на втором этаже живут звуки, при произношении которых язычок находится наверху – это шипящие, соноры. У ребёнка формируется представление об артикуляции.

«Подбери картинки для пчёлки»: ребёнок подбирает картинки, в названии которых есть звук Ж.

«Подбери друзей стрекозе»: в слове стрекоза три слога, поэтому слова должны быть с тремя слогами.

Итогом использования данных игровых приёмов является умение детей давать характеристику звуку (звук Ж: губы «бубликом», язык находится наверху, ветерок тёплый – звук твёрдый, звонкий).

Подобные игры вызывают у детей интерес к занятиям, способствует развитию самостоятельности, развивают фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза, а это главное условие для успешного овладения чтением и письма в школе.

Литература:

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. СПб.: Каро, 2002.
  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2007.
  3. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: пособие для логопедов. М.: Гном и Д, 2001.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 2009.