Костыгина Любовь Евгеньевна
Учитель - логопед, МКДОУ д\с № 20, г. Еманжелинск Челябинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Костыгина Л.Е. Формирование фонетико-фонематической компетенции у старших дошкольников через игровые приёмы // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 197346
Все знают, что одним из важных этапов в жизни человека является его поступление в школу. Для формирования у будущих первоклассников навыков чтения и письма необходимо формировать у них фонетико – фонематическую компетенцию.
Фонетика изучает: речевой звук, артикуляцию, гласные, согласные, ударение, слог.
Фонем изучает: дифференциальные признаки согласных ( твёрдый – мягкий, глухой – звонкий).
Следовательно, фонетико – фонематическая компетенция – это:
С каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией и сопутствующими неречевыми отклонениями в развитии.
В логопедический пункт дети зачисляются со старшей группы. В этом возрасте дети могут различать неречевые звуки, слова со звуками, не смешиваемые в произношении ( мишка – мышка, бочка – почка, уточка – удочка). Но определять наличие звука в слове, местоположение звуков в словах, звуковой анализ и синтез у детей вызывают трудности. Сложность вызывает также дифференциация ( различение) твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных. Эти факты подтверждают важность и актуальность формирования фонетико – фонематической компетентности.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая, поэтому в работе по формированию у детей фонетико – фонематической компетентности мы применяем дидактические игры:
При работе с детьми по коррекции произношения свистящих звуков [с ] – [с`], [ з] – [ з`] используем куклу для девочек.
Кукла Свистелочка умеет свистеть твёрдо [ с], мягко [с` ]. Поэтому у неё зелёно – синее платье.
Задание для девочек
- Подарить подарки Свистелочке: в синий кармашек – картинки, в названии которых звук [с], в зелёный кармашек – картинки, в названии которых [с].
- Собрать бусы для Свистелочки: на каждую бусинку придумать слово со звуками [с] - [c`], получатся бусы зелёно – синего цвета.
При работе по формированию произношения звуков [з] - [з`] на занятие приходит кукла Звенелочка. Она, также как и Свистелочка, звенит твёрдо [з], мягко [з`]. Проводим аналогичные игры с куклой, но речевой материал подбираем с соответствующими звуками.
В работе по коррекции произношения шипящих звуков [ш] – [ж] присутствуют куклы Шипелочка и Жужалочка, которые шипят и жужжат только твёрдо, поэтому у них синие платья. Девочки дарят куклам картинки со звуками [ш] –[ ж], собирают бусы с этими звуками.
Игра для мальчиков «Собери нужный груз»
Для мальчиков используем машины синего зелёного цвета.
На синей машине провезти картинки, в названии которых есть твёрдый звук [с] или [з], на зелёной – картинки, в названии которых есть мягкий звук [ с] [ з`].
Интересно детям работать с квадратом Воскобовича. Используем синий и зелёный цвета.
Задания на дифференциацию твёрдых – мягких звуков
Называются слова, например, со звуками [р] –[ р`]. Если в слове слышится твёрдый [р], дети показывают квадрат синего цвета, если мягкий – то зелёного цвета.
Увлечённо дети работают с палочками Кюизенера. Например, составить из палочек фигурку, в названии которой есть изучаемый звук. Одновременно закрепляются понятия о геометрических фигурах, развивается мелкая моторика.
Игра «Разведчики – разведчицы»
Предлагаются картинки в зависимости от темы, дети должны «разведать», как слышится звук в данном слове, твёрдо или мягко. Прищепками соответствующего цвета дети делают отметку (например в слове яблоко звук [л] слышится твёрдо, значит, используется синяя прищепка; в слове лист звук [л] мягкий – значит, зелёная прищепка).
Игра «Цепочка»
Используются круги зелёного синего цвета. Зелёные круги вырезаны из поролона, синие – из картона. Называются слова со звуками [с] –[ с`], например, сито, сыр, сено, сок. Дети берут кружок соответствующего цвета, в итоге получается цепочка.
Игра «Рыбалка»
Ребёнку даётся деревянная удочка с магнитом, на стол кладётся водоём. В водоёме деревянные фигурки, тоже с магнитиками. Ищем звук Р в начале слова, в середине и в конце. Например, звук Р вначале слова, ловим фигурку РАК, в середине слова ловим фигурку КРАБ, и т.д.
У многих детей с нарушением звукопроизношения отмечается и нарушение зрительного восприятия. Для профилактики дисграфических ошибок на письме используем игру «Собери букву»: из данных элементов нужно сложить букву (например, буква Ч, Щ – из поролона, так как звуки Ч – Щ всегда мягкие, буква Ш – из картона, так как звук Ш всегда твёрдый).
Детям очень нравится играть в игру «Звуковые шары». Детям дается установка:
- Слово с твёрдым назови – синий шарик отпусти.
- Слово с мягким назови, зелёный шарик отпусти.
При формировании понятий «звонкий – глухой» играем в игру «Колокольчик – ёжик»: колокольчик звенит звонко, ёжик фырчит тио. Так, при прослушивании слов со звуками [с] – [з] (зуб, сын, зонт, сок, суп) появляется цепочка из фигурок.
В кабинете оформлен дидактический игровой центр. В него входят:
- «Звуковой домик»: на первом этаже живут звуки, при произношении которых язычок находится внизу – это свистящие, на втором этаже живут звуки, при произношении которых язычок находится наверху – это шипящие, соноры. У ребёнка формируется представление об артикуляции.
«Подбери картинки для пчёлки»: ребёнок подбирает картинки, в названии которых есть звук Ж.
«Подбери друзей стрекозе»: в слове стрекоза три слога, поэтому слова должны быть с тремя слогами.
Итогом использования данных игровых приёмов является умение детей давать характеристику звуку (звук Ж: губы «бубликом», язык находится наверху, ветерок тёплый – звук твёрдый, звонкий).
Подобные игры вызывают у детей интерес к занятиям, способствует развитию самостоятельности, развивают фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза, а это главное условие для успешного овладения чтением и письма в школе.
Литература: