Фёдорова Ольга Михайловна
Воспитатель, МАДО детский сад №14 «Берёзка», Новгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Фёдорова О.М. Планирование дня с детьми старшего дошкольного возраста или "Ученый совет" (из опыта работы) // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 25.11.2024).
Заказ № 192796
Мы говорим - важно воспитать самостоятельность, ответственность у наших детей, но в тоже время мы настолько привыкли продумывать, выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду, что можем написать возможные их ответы на вопросы воспитателя. (Свирская Л.В. к.пед.н.)
Каждый ребёнок имеет право действовать, общаться, двигаться, играть и т.д. и чтобы это право не превратилось в беспорядочность, я считаю, что ему нужно и можно помочь планировать свою деятельность. Познакомившись с методическими рекомендациями Л.В.Свирской «Шпаргалки для родителей», «Дорогой малокомплектный», и «Утро радостных встреч», я составила для себя план действий:
1. Установить обязательное время, когда мы вместе планируем день. Для моей группы очень удобно после завтрака. Дети все пришли, пообщались друг с другом, с чем-то позанимались, подкрепили свои силы завтраком, сформировали подгруппы. Теперь мы сможем спокойно общаться.
2. Говорим о значимых событиях прошедшего дня и наступившего утра.
Обычно я говорю: «Кто желает поделиться своими новостями или идеями?»
Идей у детей множество и нам необходимо выбрать значимую, которая будет интересна для всей группы. Если у нас уже идёт проект, то все предложения детей будут непосредственно связаны с планом проекта, который мы вместе разработали.
Согласование идей организуется в виде диалога. Дети могут спланировать свои действия, выбрать место и партнеров. Можно прибегнуть к подсчету голосов.
3. После того, как выбрана тема дня, я предлагаю детям спланировать свою работу по выбранной теме: Что вы предлагаете сделать сегодня? Что вы хотите узнать? Чему научиться? Этапы планирования я, а в дальнейшем учатся и дети, фиксируем коротко на бумаге печатными буквами, результаты работы дети фиксируют схематично, всё это мы помещаем на рабочем стенде в группе Каждый исследователь знает, где его план на сегодня.
Первоначально я старалась объединить всех ребят в решение одной общей задачи, мне так было легче с ними работать, потом стали появляться подгруппы с общими интересами, которые стали работать больше самостоятельно.
Остальные предложения детей будут вливаться в главную идею (из опыта работы). Если лидер в группе предложил, например, узнать какие семена созревают у разных растений, то, как правило, несколько детей захотят делать тоже. Другие дети воспользуются этой идеей, и будут дополнять общий замысел: собрать гербарий, насушить семян для поделок,нарисовать картину, сделать аппликацию из семян, сходить на экскурсию, что-нибудь исследовать, провести какие-нибудь опыты и эксперименты и т.д.
Исследовательско-творческая деятельность над одним общим проектом, где каждый ребенок реализует свое предложение, помогает ответственно относиться к своей работе.
4. Перед дневной прогулкой мы опять собираемся в общий круг для обсуждения результатов. Мы учимся рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, учимся анализировать не только свой результат, но и результат других ребят.
В конце дня перед уходом домой, ребята обязательно получают разные фишки для поощрения. Я считаю, что это необходимо, для мотивации к деятельности. У нас в группе даже разработана система поощрений. Где каждый ребёнок отмечен, но и есть к чему стремиться.
На одной из утренних встреч, когда уже несколько дней реализовался проект, ребята решили, что у нас теперь будет не «утренний сбор», а «Ученый совет». Я поддержала идею детей.
Для поддержания интереса к теме проекта или исследования я каждое утро мотивирую детей к действиям. Заранее в группу вношу разные предметы: песок, глину, воду, духовку, сито, куриные яйца, лопаточки, совочки, весы, различные иллюстрации, мастерки, мелкие камни, мел, известь, цемент. Всё зависит от идущего проекта. Интернетом в группе дети пользуются всегда, ещё они приносят планшеты. Всё это конечно дозировано и под присмотром.
Обязательно поддерживаю ребёнка первым высказавшего идею:
- Я хочу сегодня полепить из глины.
- А что ты будешь лепить?
- Красивый замок с башнями и колодец.
- Что тебе для этого нужно?
- Мне нужен Интернет, глина, песок, камни, вода и цветная бумага для флажков.
- С чего ты начнёшь? Нужна ли тебе помощь? С кем бы ты хотел работать?
Я работаю в разновозрастной группе с детьми от 1,6 до 7 лет. Дети подготовительной и старшей группы передают свой игровой и учебный опыт малышам. Малыши учатся у них и чувствуют себя комфортно.
Когда дети начинают приобретать опыт планирования, моя роль уже заключается в том, чтобы обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, участие в планировании. Стимулировать и поддерживать инициативы детей, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них.
С приобретением опыта мои дети уже в большей степени сами планируют свой день, самостоятельно формируют подгруппы. Моя задача состоит в том, чтобы фиксировать у детей идеи, стимулировать развивающую среду.